Принципы и формы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды
Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина. Поэтому, серьёзные экологические нарушения в одной стране наносят значительный ущерб экосистемам соседних стран. Высокая приоритетность экологического фактора в международных отношениях постоянно возрастает, что связано с прогрессирующим ухудшения состояния биосферы. Все основные проблемы экологического кризиса (парниковый эффект, истощение озонового слоя, деградация почв, радиационная опасность, трансграничный перенос загрязнений, исчерпание энергетических, минеральных и других ресурсов планеты) обуславливают необходимость международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время назревает необходимость создания надгосударственного экологического органа, который осуществлял бы контроль за рациональным использованием природных ресурсов во всех государствах и регионах.
Сложность и многоплановость отношений между обществом и природой, обусловили многоцелевой характер международной экологической политики. Центральную роль в общей структуре экологической политики играет система оперативного управления природопользованием и охраной окружающей среды, задача которого состоит в принуждении и побуждении предприятий к практической деятельности природоохранного характера. Для этого существуют законы и административные нормы, а также рыночные подходы, включающие возмещение ущерба, наносимого окружающей среде.
Принципы международного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды определены в XV главе (статьи 81 и 82) «Закона об охране окружающей среды»
Российская Федерация осуществляет международное сотрудничество в сфере природопользования в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Длительное время международное сотрудничество вырабатывало и формулировало принципы экологического международного сотрудничества, которые в настоящее время сводятся к следующему:
- каждый человек имеет право на жизнь в наиболее благоприятных экологических условиях;
- каждое государство имеет право на использование окружающей среды и природных ресурсов для целей развития и обеспечения нужд своих граждан;
- экологическое благополучие одного государства не может обеспечиваться за счёт других государств или без учёта их интересов (природные ресурсы слаборазвитых и отсталых стран не должны безудержно эксплуатироваться индустриальными государствами);
- хозяйственная деятельность, осуществляемая на территории государства не должна наносить ущерб окружающей среде, как в пределах, так и за пределами его юрисдикции;
- недопустимы любые виды хозяйственной и иной деятельности, экологические последствия которой непредсказуемы;
- установление контроля на глобальном, региональном и национальном уровнях за состоянием и изменениями окружающей среды и природных ресурсов на основе международно-признанных критериев и параметров;
- обеспечение свободного международного обмена научно-технической информацией по проблемам окружающей среды и передовым природосберегающим технологиям;
- оказание помощи в чрезвычайных экологических ситуациях;
- мирное решение всех споров, связанных с проблемами окружающей среды.
Мировая экологическая политика осуществляется на нескольких международных уровнях:
- сотрудничество со странами СНГ;
- с восточноевропейскими странами;
- со странами Балтии;
- с индустриально развитыми государствами;
- с развивающимися странами.
Экологические объекты, находящиеся вне юрисдикции государств делятся:
- находящиеся в пользовании всех государств (атмосфера, озоновый слой);
- используемые несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Чёрное, Баренцево моря);
- используемые двумя государствами – как правило, пограничные объекты (реки Дунай, Амур и Уссури, Чудское озеро).
В целях охраны фауны и флоры утверждена Международная Красная книга, в которую занесены редкие и исчезающие виды животных и растений, нуждающиеся в особой охране.
Более ста международных организаций активно занимаются экологическими проблемами в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Наиболее авторитетная из них – Организация Объединённых Наций, рассматривающая экологические проблемы по Генеральной Ассамблее (резолюция «Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешних и будущих поколений « 1981 г.; Всемирная Хартия природы 1982 г.) на конференциях (Стокгольм – 1972 г., Рио-де-Жанейро – 1992 г.), на совещаниях (Вена, Монреаль).
В 1972 году при ООН создан специальный орган по окружающей среде (ЮНЕП). Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) осуществляет программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды». ЮНЕСКО, - организация ООН по вопросам науки и культуры, одобрила программы «Человек и биосфера», «Человек и его окружающая среда».
Всемирная организация здравоохранения занимается проблемами гигиены и загрязнения воздуха. Всемирная метеорологическая организация ВМО занимается климатической программой, службой погоды, Всемирная организация продовольствия ФАО осуществляет контроль за качеством продуктов питания.
Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) содействует сотрудничеству между национальными и международными объединениями.
Сотрудничество в сфере природопользования и охраны окружающей среды привело Россию к необходимости создания двухстороннего сотрудничества.