<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Мониторинг и нормирование выбросов загрязняющих веществ

Загрязнение атмосферного воздуха воздействует на здоровье человека и на окружающую среду различными способами – от прямой и немедленной угрозы до медленного и постепенного разрушения различных систем жизнеобеспечения организма. Во многих случаях загрязнение воздушной среды нарушает структурные компоненты экосистемы до такой степени, что регуляторные процессы не в состоянии вернуть их в первоначальном состоянии.

Роль загрязняющих веществ определяется:

¾ объемом выбросов;

¾                                          характером распространения этих веществ и продуктов их размещений в

  самой атмосфере;

¾                                          межфазным переносом с последующей миграцией в других средах;

¾                                          воздействием на природные процессы и участием в них.

Важнейшим параметром, определяющим масштаб распространения загрязняющих веществ в атмосфере, является время их жизни в атмосфере. Степень воздействия загрязняющих веществ на окружающую среду и биоту зависит от концентрации и индивидуальных физико-химических свойств, а также от концентрации и свойств продуктов их превращения. В соответствии с этим различают три типа выбросов загрязняющих веществ:

¾                                        приводящие к загрязнению в глобальном масштабе;

¾                                        приводящие к загрязнению в региональном масштабе (в том числе и в регионе, включающем территории нескольких государств);

¾                                        приводящие к загрязнению в локальном масштабе, например, на небольших территориях в пограничном районе двух государств.

Нормирование выбросов любого типа подразделяется на три этапа:

¾                                        выделение критического звена в природной среде и биоте (в локальных условиях это прежде всего здоровье человека);

¾                                        определение предельно-допустимых нормативов;

¾                                        установление связи предельно-допустимых нормативов с предельно-допустимыми выбросами.

Расчет по нормированию выбросов обычно проводится в две стадии:

1–я стадия – предприятие разрабатывает  проект ПДВ с учетом фонового загрязнения (его величина запрашивается в местном подразделении Росгидромета), регламента работы производственных мощностей, технических возможностей снижения выбросов и направляет в городской орган природопользования следующие документы:

¾                                        официальное ходатайство о выдаче разрешения на выброс;

¾                                        бланк инвентаризации источников выбросов;

¾                                        сведения о разработке проекта ПДВ.

Если ПДВ утверждается не в первый раз, то прилагается информация о выполнении мероприятий по снижению выбросов за, прошедший период, план мероприятий на новый срок, график контроля соблюдения нормативов ПДВ.

2–я стадия – местные органы охраны окружающей среды обобщают предложения всех предприятий, расположенных на его территории. На участках, где все концентрации в зоне жилой застройки ниже ПДК, предложенные ПДВ  могут быть утверждены. Там, где концентрации превышают ПДК определяют предприятие, которое имеет наибольшую мощность выбросов, и предлагают ему изыскать возможность снижения предложенного ПДВ. Иногда может стоять вопрос о закрытии, переформировании или выносе за пределы города предприятий, наносящих значительный ущерб окружающей среде. Если предприятие не может в данный момент обеспечить ПДВ, но оно имеет важную роль в хозяйстве страны или города и в то же время имеет возможность за счет совершенствования технологии добиться снижения выброс, то этому предприятию может быть установлен временно согласованный выброс (ВСВ). ПДВ обычно утверждается на 2-3 года, иногда до 5 лет (если все выбрасываемые загрязняющие вещества относятся к 3-4 классам опасности), ВСВ утверждается на 1 год.

Контроль выполнения предприятиями установленных им норм выбросов осуществляют местные природоохранные органы. При проведении плановых проверок подлежат контролю наличие и количества:

¾                                        основных загрязняющих веществ (оксиды серы, азота, углерода, пыли);

¾                                        загрязняющих веществ, для которых на данной территории зарегистрированы концентрации 5ПДК.

Контролируются также:

¾                                        регулирование выбросов при неблаприятных метеорологических условиях (НМУ);

¾                                        работоспособность установок очистки газов;

¾                                        аварийные выбросы;

¾                                        загрязненность среды в случае чрезвычайных ситуаций и экстремально высокого загрязнения атмосферы;

¾                                        факты сжигания отходов на свалках, полигонах (образование диоксинов);

¾                                        соблюдение экологических требований при использовании химических веществ в хозяйстве;

¾                                        выполнение выданных ранее предписаний.

По результатам проверки составляется акт, выдается предписание на устранение обнаруженных нарушений, а если нарушения очень серьезны (превышение ПДК м.р. или ПДК с.с. в 3-30 раз, выбросы вредных веществ без разрешения), то могут приниматься решения о приостановлении эксплуатации, остановке оборудования, цехов или предприятия в целом. Могут быть также применены штрафные санкции в отношении предприятия или его руководителей.

Для постоянного контроля выбросов в последние годы стали шире применяться дистанционные методы мониторинга, для чего на дымовых трубах и на местности устанавливаются датчики основных загрязняющих веществ, данные с которых направлены на централизованные пункты контроля.