<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Экономическая ценность природных ресурсов и подходы к их оценке. Плата за пользованием природными ресурсами

Платность является одним из основных принципов природопользования. Платность природных ресурсов решает три задачи:

1.      повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов;

2.      повышение материальной заинтересованности в сохранении и воспроизводстве природных ресурсов;

3.      появление дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.

Плата за использование природных ресурсов включает плату за право пользования ресурсами; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов; плату на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Важнейшая цель платности – стимулирование природопользователей к рациональному использованию тех ресурсов, за которые они платят. При этом происходит пополнение государственного и местного бюджетов. Структура платежей, а также порядок их внесение за природопользование регулируются природоресурсными законодательными и иными нормативными правовыми актами. Природоресурсные платежи поступают в бюджеты разных уровней. При этом наблюдается значительная региональная дифференциация сумм поступления этих платежей, что обусловлено очевидными различиями в обеспеченности регионов природными ресурсами. В таблице 5.1 приведен уровень природно-ресурсных и экологических платежей по регионам Российской Федерации в 1998 году в соответствии с величиной валового регионального продукта.

 

Таблица 5.1

Уровень природо-ресурсных и экологических платежей по регионам Российской Федерации в 1998 году (в процентах к величине внутреннего и его регионального продукта)

Регион Российской Федерации

Природно-ресурные платежи

Экологические платежи

В целом по России, в том числе по экономическим районам

1,01

0,12

Северный

1,03

0,17

Северо-Западный

0,47

0,05

Центральный

0,29

0,06

Волго-Вятский

0,28

0,25

Центрально-Черноземный

0,89

0,05

Поволжский

0,73

0,09

Северо-Кавказский

0,36

0,14

Уральский

0,95

0,11

Западно-Сибирский

3,15

0,20

из них Тюменская область

5,30

0,30

Восточно-Сибирский

0,52

0,16

Дальневосточный

0,78

0,20

 

Из таблицы видно, что очевидна тенденция заметного увеличения значимости природно-ресурсных платежей по направлению из центральных районов на север и восток, где сосредоточено большое количество природных ресурсов. Наибольшие природно-ресурсные платежи поступают из Западно-Сибирского региона, в частности из Тюменской области, в которой природно-ресурсные платежи превышают в 5 раз величину внутреннего регионального продукта. Для Волго-Вятского региона уровень природно-ресурсного потенциала минимальный и составляет всего 0,28% к величине внутреннего регионального продукта.

Природо-ресурсные платежи можно условно разделить на четыре группы:

-        плата при пользовании недрами;

-        плата за землю;

-        плата за пользование водными объектами;

-        плата за пользование лесным фондом.

В структуре платежей за природные ресурсы в целом по Российской Федерации преобладает плата за пользование недрами (около 70% суммы всех природо-ресурсных платежей), но ее сумма по отдельным регионам существенно различается, что обусловлено крайне неравномерным размещением запасов и добычи минерального сырья и ископаемых топливно-энергетических ресурсов по территории страны. Приблизительно 60-70%  этой платы приходится на Тюменскую область и примерно по 10% на Уральский и Поволжский экономический районы, которые являются основными районами добычи нефти и природного газа.

В течение длительного периода (до 2001 года) порядок взимания платежей при пользовании недрами был регламентирован законом Российской Федерации «О недрах» от 24 февраля 1992 года № 2395-1 в редакции федеральных законов от 3 марта 1995 года № 27-ФЗ и от 10 февраля 1999 года № 32-ФЗ и определял следующие виды платежей:

-        платежи за участие в конкурсе на получение права пользования недрами и выдачу лицензий на конкретные виды пользования недрами;

-        платежи за пользование недрами, взимаемые с пользователей недр за поиски и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

-        отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, взимаемые с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых;

-        акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками.

 

Платность природных ресурсов России.

Экономическая ценность природных ресурсов и подходы к их оценке. Плата за пользованием природными ресурсамиЭкономическая ценность природных ресурсов и подходы к их оценке. Плата за пользованием природными ресурсами

 

В новой редакции закона «о недрах» система платежей при использовании недр включает:

-        разовые платежи при пользовании недрами;

-        регулярные платежи за пользование недрами;

-        плата за геологическую информацию о недрах;

-        сбор за участие в конкурсе (аукционе);

-        сбор за выдачу лицензий.

Наибольшее значение имеют регулярные платежи за пользование недрами. Возможный размер этих платежей регламентирован постановлением правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 926 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок регулярных платежей за пользование недрами». По закону «О недрах» в редакции федерального закона от 8 августа 2001 года № 126-ФЗ регулярные платежи за пользование недрами могут взиматься только в денежной форме. Ставки налога на добычу полезных ископаемых приведены в таблице 5.2.

 

Таблица 5.2

Ставки налога на добычу полезных ископаемых (по налоговому кодексу РФ, часть вторая, глава 26, в редакции федерального закона от 8 августа 2001 года № 126-ФЗ).

Виды добытых полезных ископаемых

Ставки в процентах к стоимости добытых полезных ископаемых

Нефть, природный газ, газовый конденсат

16.5

Цветные и редкие металлы, алмазы, драгоценные и полудрагоценные камни, многокомпонентная товарная руда

8.0

Подземные минеральные воды

7.5

Драгоценные металлы, за исключением золота особо чистое кварцевое сырье

6.5

Золото, горнорудное неметаллическое сырье

6.0

Горнохимическое неметаллическое сырье, природная соль и чистый хлористый натрий, радиоактивные металлы, неметаллическое сырье, используемое в строительной индустрии

5.5

Руды черных металлов

4.8

Уголь каменный и бурый, горючие сланцы, торф, фосфоритные руды

-

Калийные соли

3.8

 

Как видно из таблицы, ставки налога меняются от 3.8% до 4% для калийных солей, бурого и каменного угля до 16.5% для нефти, природного газа, газового конденсата. Следует отметить, что налог на добычу полезных ископаемых не распространяется на забор подземных пресных вод для водоснабжения, который в настоящее время подлежит обложению платежами по Федеральному закону «О плате за пользование водными объектами».

Распределение сумм налога за добычу полезных ископаемых по бюджетам различных уровней осуществляется исходя из характера добываемых полезных ископаемых в пропорциях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации в редакции от 8 августа 2001 года № 126-ФЗ.

Второе место в структуре платежей за природные ресурсы в целом по Российской Федерации занимает плата за землю, на долю которой приходится 20% суммы всех природно-ресурсных платежей. Принцип платности использования земель закреплен в новом земельном кодексе Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. В настоящее время порядок установления и взимания платы за землю регламентирован законом РФ «О плате за землю» от 11 октября 1991 года № 1738-с с последующими многочисленными изменениями и дополнениями.

Основными формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог. Наибольшее распространение имеет земельный налог, представляющий собой стабильный платеж за единицу земельной площади в расчете за год независимо от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, земледельцев или землепользователей. Основанием для установления и взимания земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Земельный налог исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемой налогом, и утвержденных ставок земельного налога. В соответствии с бюджетной классификацией РФ выделяются следующие виды земельного налога:

-        за земли сельскохозяйственного назначения;

-        за земли городов и поселков;

-        за другие земли несельскохозяйственного назначения.

Система платежей, связанных с пользованием водными объектами, включает плату за пользование водными объектами (водный налог) и плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов. В целом по Российской Федерации на долю этих платежей приходится около 10% суммы всех природно-ресурсных платежей при относительно небольших различиях в экономической значимости платы за пользование водными объектами по отдельным регионам.

Платой за пользование водными объектами облагаются предприятия и организации , осуществляющие отдельные виды водопользования на основе специальных разрешений, наличие и срок действия которых необходимо проверять при экологическом аудите.

Согласно Федеральному закону от 6 мая 1998 года № 71-ФЗ «о плате за пользование водными объектами» (с изменениями и дополнениями федеральных законов от 30 марта 1999 года № 54-ФЗ  и от 7 августа 2001 года № 111-ФЗ) объектом платы признается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств в целях:

-        осуществления забора воды из водных объектов;

-        удовлетворения потребностей гидроэнергетики в воде;

-        использования акваторий водных объектов для лесосплава, а также для добычи полезных ископаемых, размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования;

-        осуществления сброса сточных вод в водные объекты.

Сумма платы за водопользование рассчитывается исходя из соответствующих ставок, платы и платежной базы, определяемой статьями Федерального закона «О плати за пользование водными объектами».

Платежная база в зависимости от  вида пользования водными объектами определяется:

-        объемом воды, забранной из водного объекта;

-        объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды;

-        площадь акватории используемых водных объектов;

-        объем сточных вод, сбрасываемых в водные объекты.

Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, установленных законом, дифференцированы и утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2001 года № 826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам». В соответствии с этим постановлением наиболее высокие ставки за забор воды установлены для озера Байкал как наиболее ценного водоема России и для вододефицитных районов в бассейнах рек Северного Кавказа, а самые низкие по пресноводным объектам – по рекам бассейна Лены и другим водным объектам Дальнего Востока. Ставки платы за забор пресных подземных вод с помощью артезианских скважин по большинству бассейнов на 10-30% выше ставок платы за пользование поверхностными водными объектами.

Ставки платы за пользование водными объектами, связанные с забором воды для водоснабжения населения, устанавливаются по минимальным из утвержденных ставок. Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод устанавливаются в размере 30% общих ставок платы.

Приведенные ставки платы за пользование водными объектами относятся к водопользованию в пределах установленных лимитов. Установление лимитов для водопользователей производится специально уполномоченными государственными органами управления использования и охраны водного фонда в соответствии с инструкцией Госналогслужбы Российской федерации от 12 августа 1998 года № 46 «О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами. Расчет сверхлимитного пользования водными объектами производится исходя из фактического объема водопользования и установленным лимитом.

При заборе или сбросе воды сверх установленных лимитов ставки платы для плательщиков увеличиваются в 5 раз по сравнению с базовыми ставками платы. При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии плата за водопользование также увеличивается в 5 раз. В связи с этим отсутствие лицензии на водопотребление при экологическом аудите должно рассматриваться как серьезное несоответствие.