Компетенция федеральных, региональных и местных органов управления в области природопользования
По Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию Федерации и субъектов Федерации.
Задачи, входящие в компетенцию названных органов, можно условно разделить на семь комплексных групп:
1 группа. Определение основных направлений экологической политики. Утверждение экологических программ. Установление правовых и экономических основ регулирования охраны окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности.
2 группа. Планирование, финансирование, материально-техническое обеспечение экологических программ. Координация природоохранной деятельности.
3 группа. Учет и оценка природных ресурсов, прогноз состояния окружающей среды, ведение кадастров природных ресурсов, осуществление мониторинга окружающей среды.
4 группа. Утверждение нормативов вредных воздействий, платежей за использование природных ресурсов, за выбросы, сбросы вредных веществ, захоронение. Выдача разрешений на природопользование, выброс, сброс, захоронение вредных веществ. Формирование и расходование экологических фондов.
5 группа. Государственный экологический контроль. Государственная экологическая экспертиза. Решение об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности экологически вредных производств и услуг. Привлечение к административной ответственности за правонарушения. Предъявление исков в суд, арбитражный суд о взыскании ущерба, причиненного экологическим правонарушением.
6 группа. Организация заповедного дела. Охрана памятников природы. Ведение Красной книги. Экологическое образование и воспитание.
7 группа. Международное сотрудничество.
В соответствии с положениями Закона «Об охране окружающей среды» названные полномочия присущи всем управленческим структурам. Линия разграничения проходит по двум признакам – территориальному и ресурсовому. Представительные и исполнительные органы РФ осуществляют указанные полномочия в масштабе всей территории России, органы субъектов Федерации реализуют названные полномочия в границах предоставляемых ими республик или административно-территориальных образований. В частности, утверждение основных направлений экологической политики, экологических программ различного уровня, учет, оценка, мониторинг, контроль, охрана заповедных объектов, экологическое образование и воспитание и т. д. Являются предметом деятельности государственных органов всех уровней.
Однако в рамках одного и того же территориального пространства могут находиться ресурсы разного значения, представляющие исключительную федеральную собственность, республиканского, краевого, областного, муниципального ведения. Например, выдача разрешений на природопользование практически принадлежит всем органам управленческого уровня. Однако оно распространяется только на те природные ресурсы, которые находятся в ведении Федерации или субъектов Федерации.
В соответствии со статьей 6 Закона «Об охране окружающей среды» реализация федеральной политики в области экологического развития на территориях субъектов РФ осуществляется с учетом их географических, природных, социально-экономических и иных особенностей.