Система кадастрового учета
Предприятия транспорта должны вести учет потребляемых природных ресурсов и проводимых мероприятий по охране окружающей среды. Обобщенные учетные сведения о состоянии природных ресурсов и загрязнении окружающей среды в виде текущей и годовой отчетности представляются природопользователями - транспортными предприятиями - в природоохранные органы и органы государственной статистики. Государственные природоохранные органы ведут кадастры природных ресурсов: земельный, водный, лесной, недр, животного мира, особо охраняемых природных территорий и объектов.
Кадастр природных ресурсов - это систематизированный свод сведений, составляемых периодически или путем непрерывных наблюдений с использованием количественных, качественных и территориально-адресных показателей, характеризующих определенный вид природных ресурсов. В нем содержатся физико-географическая характеристика, классификация, характер изменений состояния ресурсов под
воздействием природных, техногенных и экономических
факторов, а также экономическая оценка ресурсов и другие данные.
Например, в Государственном земельном кадастре содержатся сведения о правовом режиме земель, их распределением по категориям, собственникам, арендаторам, о качественной характеристике и ценности земель. Учетные данные кадастра применяются при планировании использования земель, их выделении пользователями и изъятии, при определении платежей за земельные ресурсы и для других целей.
В водном кадастре отражаются сведения о составе водного фонда России и его использовании для питьевого, коммунально - бытового снабжения, нужд промышлен-ности, сельского хозяйства, транспорта.
К кадастрам относятся Красная книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов живых организмов, а также Зеленая книга редких, исчезающих и типичных растительных сообществ, нуждающихся в особой охране.
Кадастровым документом является также учет загрязнителей окружающей среды с подразделением по величине и составу выбросов, сбросов и размещаемых отходов.
Созданная к настоящему моменту система кадастрового учета имеет недостатки:
- составление кадастров ведется обособленно, что не позволяет проводить комплексную оценку природно-ресурсного потенциала;
- не достаточно разработаны кадастры растительного и животного мира, кадастры рекреационных и заповедных территорий;
- кадастры несопоставимы по представленным показателям, в них отсутствуют оценки эффективности использования конкретного ресурса
Для устранения указанных недостатков необходимо совершенствовать систему наблюдения за состоянием окружающей среды, информирования и обработки полученных данных.
Каждое предприятие-загрязнитель окружающей среды, в том числе и транспортные, организуют экологические службы и отчитываются перед контролирующими органами Госкомэкологии России по принятым формам статистической отчетности.
На транспорте экологический учет, наряду с государственными и местными природоохранными органами, ведут специализированные службы Министерства транспорта, транспортных ведомств и предприятии, общественные организации. Они осуществляют первичный учет и отчетность по видам и количеству загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, водные объекты, почву. Контролируется соблюдение норм ПДК в выбросах, ведется регистрация случаев выбросов высокотоксичных или иных вредных веществ, приведших к превышению их ПДК, а также залповых выбросов. Основные сведения о количественном составе выбросов получают, используя инструментально-лабораторные методы контроля.