<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Влияние железнодорожного транспорта на окружающую среду 

Эволюция развития человечества  и создание индустриальных методов хозяйствования привели к образованию глобальной техносферы, одним из элементов которой является железнодорожный транспорт. Природная среда при функционировании элементов техносферы является источником сырьевых и энергетических ресурсов и пространства для размещения ее инфраструктуры.

Успешное функционирование и развитие железнодорожного транспорта зависит от состояния природных комплексов, наличия  природных ресурсов, развития инфраструктуры искусственной среды и социально-экономической среды общества.

В свою очередь состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожного транспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог, производству, ремонту и эксплуатации подвижного состава, производственного оборудования, интенсивности использования подвижного состава и других объектов на железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения на предприятиях и объектах отрасли.

Достаточно сказать, что железнодорожный транспорт потребляет до 7% добываемого топлива,  6% электроэнергии и  4,5% леса. Поэтому уровень воздействия железнодорожного транспорта на окружающую среду достаточно велик.

Характер влияния транспорта на природу определяется составом  технических факторов, интенсивностью их воздействия, экологической весомостью этих воздействий на элементы окружающей среды.

Загрязнение от объектов железнодорожного транспорта накладываются на загрязнения от хозяйственно-производственной деятельности предприятий и  коммунальных служб городов.

Техногенное воздействие на окружающую среду может носить локальный (от единичного фактора) или  комплексный (от группы различных факторов) характер. Эти воздействия, как правило, характеризуются различными коэффициентами экологической опасности в зависимости   от вида воздействия и их характера, а также объекта воздействия.

Для оценки уровня воздействия объектов железнодорожного транспорта на экологическое состояние окружающей среды используются следующие интегральные характеристики:

абсолютные потери окружающей среды, выраженные в конкретных единицах измерения состояния биоценозов (флоры, фауны, почвы,  морей);

компенсационные возможности экосистем, характеризующие их восстанавливаемость в естественном или искусственном режимах, созданных принудительно;

опасность нарушения природного баланса, возникновение  потерь и локальных экологических сдвигов, которые могут вызвать экологический риск и кризисные ситуации в окружающей среде;

уровень экологических потерь, вызванных воздействием объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду.

Эти         характеристики и          позволяют   определить экологическую

безопасность в районах расположения транспортных объектов.

Воздействие объектов железнодорожного транспорта на окружающую среду, как уже отмечалось, обусловлено строительством  железных дорог и транспортной инфраструктуры, производственно-хозяйственной транспортных предприятий, эксплуатацией железных дорог и подвижного состава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов на полосах отчуждения и др.

Строительство и эксплуатация железных дорог связано с загрязнением природных комплексов, выбросами в атмосферу, стоками в водоемы и отходами. Железные дороги прокладываются на  сложившихся путях миграции животных, нарушают их развитие и даже приводят к гибели целых сообществ и видов.

Рассмотрим схему воздействия  железнодорожного транспорта на окружающую среду (рис.1).

 

Окружающая среда

Солнечное излучение

Осадки

Воздух

Вода

Земля

Железнодорожный транспорт

Выбросы в атмосферу

   Здания и  сооружения

Стоки в водоем

  Готовая продукция

Оборудование

 

      Отходы

   Топлива, масла,

     Спецжидкости   

 

   Излучение

     Тепло и электроэнергия

 

Шум, вибрация

      Сырье

 

    Тепловое          загрязнение

Комплектующие

      Изделия   

 

  Землеотвод

    Продукты

      Питания

 

 Хоз.-бытовые

    предметы

 

  Окружающая среда

    Химикаты

Рис.1 Воздействие железнодорожного транспорта на окружающую среду

Число и характер производственных зданий и сооружений на железнодорожных станциях и узлах определяется объемом производимых работ и их характером. На предприятиях железнодорожного транспорта используются следующие основные процессы, обеспечивающие ремонт и профилактику подвижного состава:

мойка;

разборка;

ремонт узлов и агрегатов, дефектовка, восстановление изделий

сварка;

сборка и окраска;

испытание подвижного состава и др.

Кроме металла и дерева используется широкий спектр синтетических материалов, пластмассы,  полиамидные и композиционные материалы.

В таблице 1 приведены источники выделения вредных веществ и их состав от производственных процессов на предприятиях железнодорожного транспорта.

 

Таблица 1

Источники и виды загрязнений на предприятиях железнодорожного транспорта

Название зоны или участка работ

Производственный процесс

Использованное оборудование

Выделяющиеся вредные вещества

1

2

3

4

Мойка подвижного состава

Обмывка наружных поверхностей

Механическая или ручная мойка

Пыль, щелочи, синтетические вещества, нефтепродукты, кислоты, фенолы

Зона технического обслуживания, диагностика

Техническое обслуживание

Смотровые канавы, подъемно- транспортное оборудование, стенды, замена масла, системы вентиляции

Оксид углерода, углеводороды, оксиды азота, сажа, пыль, масляный туман

Слесарно-механическое отделение

Станочное оборудование

Токарный, сверлильный, фрезерный, шлифовальный станки

Абразивная пыль, металлическая стружка, масляный туман, эмульсии

Электротехническое отделение

Заточные изолировочные, обмоточные работы

Абразивная и асбестовая пыль, оборудование для пайки

Абразивная и асбестовая пыль, канифоль, пара кислот

Аккумуляторный участок

Сборочно-разборочные и зарядные работы

Ванные для промывки и очистки, стеллажи, сварочные оборудования

Промывочные растворы, пары кислот, щелочи, электролит, аэрозоли

Отделение топливной аппаратуры

Регулированные ремонтные работы

Проверочные стенды, система вентиляции

Бензин, керосин, диз. топливо, бензол ветошь

Кузнечно-рессорное отделение

Ковка, закалка, отпуск металлических изделий

Кузнечные горны, печи, ванны, вытяжная вентиляция

Угольная пыль, сажа, оксиды, углерода, азота, серы, загрязненные сточные воды

Жестяное отделение

Резка, пайка, формовка по шаблонам

Оборудование для резки, пайки и формовки

Пары кислот, абразивная и металлическая пыль, отходы

Сварочное отделение

Электрооборудование и газовая сварка

Оборудование для сварки, вентиляция

Минеральная пыль, оксиды марганца, азота, хрома, хлористый водород, фториды

Арматурное отделение

Ремонт и замена сидений

Электроинструменты, сварочное оборудование

Пыль, сварочная аэрозоль, древесная и металлическая стружка, металлические и пластмассовые отходы

Обойное отделение

Резка стекол, ремонт дверей, полов, сидений, внутренняя отделка

Швейные машины, раскройные столы

Пыль минеральная и органическая, отходы тканей и синтетических материалов

Участок шиномонтажа

Разработка и сборка шин

Оборудование для ремонта шин

Минеральная и резиновая пыль, сернистый ангидрид, пара бензина

Участок лакокрасочных покрытий

Удаление старой краски

Краскопульвезаторы, сушилки, вентиляции

Пара растворителей и красок, загрязненные сточные воды

Склад топливно-смазочных материалов

Хранение, получение, выдача

Тара и емкости, весовое оборудование

Пары и жидкие разливы топлив и масел

Участок обработки древесины

Распилка, строгание, шлифование

Деревообрабатывающие станки

Древесная пыль, стружка, маслянная эмульсия  и туман

Гальваническое отделение

Нанесение металлопокрытий

Электролитические ванны

Соляные и серные кислоты, медь, гидрооксид натрия, хромовый альгидрид

Котельные

Теплоснабжение

Котлы, насосы, химводоочистки

Зола, сажа, пыль, сернистый альгидрид, оксиды углерода, азота, серы, углеводороды, оксид ванадия

В целом, факторы воздействия объектов  железнодорожного транспорта на окружающую среду можно классифицировать по следующим признакам:

механическое воздействие (твердые отходы, воздействие дорожной техники на почву);

физическое (тепловое излучение, электромагнитные поля, ультра и инфразвук, вибрация, радиация);

химическое (кислоты, щелочи, сои металлов, углеводороды, краски и растворители, пестициды);

биологическое (макро и микроорганизмы, бактерии, вирусы);

эстетическое (нарушение ландшафтов, осушение, заболачивание).

Эти факторы могут действовать на природу долговременно,

 сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно.

В то же время период действия отрицательных факторов не всегда определяет размер вреда и ущерб природе. По своим масштабам действия от вредных факторов подразделяются на действующие на небольших площадях, на отдельные участки местности и глобальные.

Интегральным критерием экологической эффективности   влияния производственной деятельности объектов железнодорожного  транспорта, служит степень нарушения природного баланса в регионе. В случае, если природная среда на способна  самостоятельно справиться с воздействием железнодорожного транспорта, необходимо предусматривать технические средства по защите окружающей среды в виде пылеочистных установок или очистных сооружений для сточных вод. В ряде случаев  необходимо проводить восстановительные работы по возвращению земельных угодий в сельскохозяйственный оборот или по замене земли в  постоянного пребывания человека.