<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Возникновение и развитие ноосферы

Эволюция органического мира на Земле проходила в несколько этапов. На первом этапе возник биологический круговорот веществ в биосфере. На втором происходило формирование многоклеточных организмов в результате усложнения циклической структуры жизни, эти два этапа часто называют биогенезом ( от греческого bios - жизнь и dekiesis – возникновение).

Третий этап связан с появлением человеческого общества, под влиянием которого в современных условиях происходит дальнейшая эволюция биосферы и превращения ее в сферу разума – ноосферу  (от греческого:  noos- разум и sphaira  –шар). На такое новое состояние биосферы, когда разумная деятельность человека становится главным фактором ее развития  указал еще В.И. Вернадский. Понимая под ноосферой новый этап развития биосферы, он призывал к разумному регулированию отношений человека и природы.

Вернадский считал, что человек, как живое вещество, выполняет определённую функцию биосферы, что он во всех своих проявлениях составляет закономерную часть строения биосферы и  что    взрыв научной мысли XX века подготовлен всем прошлым биосферы     и не может  ни остановиться , ни пойти назад.

Превращение биосферы в ноосферу можно представить следующим образом. Вначале человек брал у биосферы средства к существованию и, отдавая ей то, что в биосфере могли использовать другие организмы.

Поэтому деятельность людей на этом этапе незначительно отличается от деятельности других организмов. По мере развития человеческое общество начинало оказывать всё более разрушительное воздействие на биосферу.

В современных условиях человек уже осознаёт, что он должен считаться с её законами развития и возможностями. При переходе биосферы в ноосферу перед человечеством возникает громадная по масштабам и значению задача – научиться сознательно, регулировать взаимоотношения общества и природы.

При этом этап становления ноосферы, называемый ноогенезом, предполагает развитие не только биосферы и общества, но и каждой личности в отдельности.

Ноосфера – это период, когда человечество с помощью науки сможет осмысленно управлять природными и социальными процессами. Поэтому ноосферу нельзя считать особой оболочкой Земли. Она не может быть охвачена ни одной естественной наукой, а лишь взаимодействием и взаимопроникновением естественно – технических и общественных наук. В то же время доминантом в проблеме ноосферы является социальная сторона, а не наука и техника. Кризисные экологические ситуации, приближение глобального  экологического кризиса, энергетический, продовольственный, экономический и другие кризисы – это результат социальных условий.

Формирование ноосферы связывается с пятью процессами:

человечество стало единым целым, научно – техническая  революция охватила весь земной шар;

осуществилась коренная перестройка связи и обмена, ноосфера становится единым организованным целым, все части которого на различных уровнях должны действовать согласованно друг с другом;

открыты новые источники энергии, ноосфера предусматривает коренную перестройку человеком окружающей среды, поэтому ему не обойтись без громадных  источников энергии;

ноосфера предусматривает социальное равенство всех людей и подъём их благосостояния;

по мере развития ноосферы появилась возможность регулировать состояние биосферы в соответствии с потребностями человеческого общества.

      В последнее время задачи экологии значительно расширились и вышли за пределы только биологических наук. Началось интенсивное изучение экологии человека и, прежде всего, с задачами развития охраны здоровья. Но человек биосоциальное существо, поэтому экологию человека нельзя рассматривать вне взаимоотношений с природой и обществом. Начиная с конца 60х годов ХХ века формируется глобальная экология, в состав которой на правах новых экологических направлений входят социальная экология и экология человека, которые изучают взаимоотношения человека как биосоциального существа с окружающей природой и, прежде всего «очеловеченной средой».

В ней рассматриваются проблемы народонаселения, здравохранения, усовершенствования физических и  психических возможностей человека. При этом как и общая экология, экология человека развивается на пяти уровнях: организменном, популяционном, видовом, биоценотическом и биогенетическом (экосистемном).

      Кроме этого, в основу экологии человека положены три группы явлений, осуществляющихся на базе взаимоотношений человека с окружающей средой:

отношение человека к определённым биотическим и абиотическим факторам;

отрицательные явления, возникающие в процессе взаимодействий природы и общества (загрязнение среды промышленными и бытовыми отходами, неразумное использование природных ресурсов и т.д.);

отрицательное воздействие окружающей среды, изменённой человеком, на природу и самого человека, на состояние его здоровья.

        При этом уже не вызывает сомнения тот факт, что выживаемость человечества зависит от него самого, от коренного изменения воздействия его на природу, от резкого сокращения отрицательных результатов этого воздействия.

Человек в современных условиях оказывает воздействие не только на растительный и животный мир, но и на экосистемы, ландшафты и биосферу в целом. По этому и эти проблемы имеют важнейшее значение для экологии.

Таким образом, экологию человека можно представить как новое комплексное междисциплинарное научное направление, изучающее динамику и характер взаимоотношений общества с природой и техногенной средой, возможности управлять здоровьем человеческой популяции, её усовершенствованием и развитием. При этом проблема адаптации человека и его популяции к условиям окружающей среды является важнейшим направлением экологии человека.

В современных условиях человечество получило практически неограниченные возможности воздействовать на природу. На наших глазах преобразуется облик планеты – исчезают леса, многие ранее процветавшие виды растений и животных, осушаются  болота, истощаются залежи полезных ископаемых, сооружаются новые водохранилища, на месте естественных первичных биоценозов создаются вторичные агроценозы. Пестициды, удобрения, отходы промышленности и транспорта, особенно радиоактивные осадки и токсичные вредные вещества изменяют химический состав воздуха воды и почвы.

Постоянно растёт численность людей на земле. Своей хозяйственной деятельностью они изменяют биосферу, создают новую среду обитания для всего живого, в том числе и для себя. Однако ресурсы биосферы не беспредельны. Отрицательные воздействия человечества на биосферу породили проблему глобального экологического кризиса. Совершенно очевидно, что имеются признаки утраты биосферой её способности к восстановлению природной стабильности. В тоже время нельзя согласиться с такими концепциями, которые трактуют экологический кризис как неразрешимый конфликт природы и общества, причиной которого является научно – технический прогресс и рост населения планеты. Оценивая негативные стороны технического прогресса, следует сказать, что в истории человечества наступил период, когда любую свою деятельность оно должно соизмерять с возможностями биосферы. Тем не менее, в атмосферу, в океан и внутренние воды, в поверхностные слои земной коры продолжают выбрасываться миллионы тонн экологически вредных отходов. Растет запыленность верхних слоёв атмосферы, содержание в ней углекислоты, оксидов азота, серы и углерода, фосфора,  хлорорганических соединений и других веществ. В результате – парниковый эффект, разрушение озонового слоя, рост заболевания и др. часто нерационально используются природные ресурсы, в том числе энергетические и вода. Их недостатки становятся всё ощутимей.

Стратегической задачей современной экологии является развитие теории взаимодействия природы и общества. К неотложным прикладным задачам относятся: - обеспечение экологической безопасности за счёт возобновляемого природопользования; 

разработка экологических основ промышленного и сельскохозяйственного производства;

выработка социальных и экономических механизмов решения экологических проблем;

решение организационно - правовых проблем управления природопользованием;

развитие методов социально – экологического прогнозирования.