Экологические правоотношения
Экологические правоотношения
1.) урегулированные правовыми нормами и возникшие на основе правовых норм общественные отношения по поводу использования ПР. и охраны ОПСр.
2.) Возникшая на основе и урегулированная правовыми нормами связь между субъектами по поводу природопользования и охраны ОПСр и опосредованная правами и обязанностями.
Структура экологического правоотношения:
1. Объект – то по поводу чего складываются общественные отношения (связь между объектами)
- Фонды природных ресурсов совокупность ПР того или иного вида на той или иной территории (земельный фонд, фонд недр, водный фонд, лесной фонд, фаунистический фонд, фонд особо охраняемых ресурсов = природозаповедный).
- Природные объекты в целом или их часть (вода, атмосферный воздух, животный мир …)
- Участок ОПСр либо ПР (участок земли, участок недр, участок лесного фонда).
Участок окружающей природной среды – часть природной среды либо природного объекта, имеющий фиксированные границы, местоположение, количественные, качественные характеристики и юридическое оформление.
2. Субъекты - участники правоотношений наделенные юридическими правами и обязанностями.
- Физические лица (индивидуумы) граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства. Правоспособность физических лиц возникает с момента их рождения. Дееспособность – способность лица осуществлять права и нести обязанности (по достижению совершеннолетия, 18 лет). Деликтоспособность - способность лица нести обязанности.
- Юридические лица организации, которые зарегистрированы в едином реестре юридических лиц
- Российская федерация в лице уполномоченных
- Субъекты РФ органов только в правоотношениях
- Муниципальные образования собственности на ПР
3. Содержание – совокупность юридических прав и обязанностей.
Юридическое (субъективное) право – мера возможного поведения субъектов правоотношений.
Юридическая (субъективная) обязанность- мера должного поведения субъектов правоотношений. Активное поведение выражается в действиях, а пассивное – в бездействии.
Основание возникновения или прекращения правоотношения – совокупность юридических фактов, фактов реальной действительности, с которыми правовая норма связывает возникновение или прекращение прав и обязанностей. Юридические факты это события и действия.
Можно утверждать, что вопрос об экологических правах индивида является центральным в современном праве окружающей среды России. При этом имеются в виду не антропоцентристские концепции охраны ОПСр, основанные на идее решения экологических задач в интересах человека, а собственно право каждого на благоприятную ОПСр, реализация которого будет отвечать не только экологическим интересам человека, но и, что самое важное, сохранению и восстановлению благоприятного состояния ОПСр. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2 Конституции РФ).
Под экологическими правами человека понимаются признанные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой. По уровню правового регулирования подразделяются на основные и иные права в области ОПСр.
Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В РФ они закреплены Конституцией, а также международно-правовыми документами по правам человека (Всеобщая декларация прав человека (1948), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950), Европейская социальная хартия (1961)). Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю, право каждого на благоприятную ОПСр, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью и имуществу экологическим правонарушением. Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Перечень прав дается в гл.2 Конституции РФ. Основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конституция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека таких прав. Они являются правами субъективными и естественными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.
К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны ОПСр, установленные в законах и иных нормативных правовых актах РФ и ее субъектов. Примерами разновидности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия ОПСр (Закон РСФСР «ОБ охране ОПСр), право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории РФ, на радиационную безопасность (Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»), право граждан на пребывание в лесах (Лесной кодекс РФ). Выделение в предлагаемой классификации категории «иных экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.
Наряду с представленной классификацией, экологические права могут быть подразделены по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности. Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологического права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большой или меньшей степени в каждом из названных видов прав.
Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).
Политические права граждан выражают возможности индивида на участие в осуществлении государственной власти (посредством проведения референдума по вопросам охраны ОПСр, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государственных органов и должностных лиц, а также их бездействия, нарушающих экологические права граждан).
Социальные и экономические права призваны обеспечить человеку достойный жизненный уровень с учетом экологических характеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружающей среды, право на экологическое образование. С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной разновидности прав.
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство вправе требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах. В ст. 58 Конституции России установлена обязанность каждого, сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Каждый человек и гражданин соприкасается с природой (ОПСр) в процессе жизнедеятельности в разных качествах – как житель города и другого населенного пункта и как работник, в том числе должностное лицо. Соответственно, как житель, в быту и в быту и на отдыхе каждый должен исполнять данную конституционную обязанность. Одновременно и, прежде всего обязанность сохранять природу и ОПСр возлагается Конституцией также на каждого, чья трудовая деятельность сопряжена с природопользованием и воздействием на ОПСр. Именно от этой категории граждан зависит возможность обеспечения благоприятного состояния ОПСр в процессе принятия экологически значимых решений, выполнения обычных трудовых обязанностей, связанных с охраной ОПСр. Эту обязанность можно рассматривать как правовую и как моральную. Каждый человек и гражданин, если его жизнедеятельность связана с вредным воздействием на ОПСр и использованием природных богатств, обязан соблюдать соответствующие, адресованные им требования законодательства, нарушение которых влечет правовые последствия. В то же время в цивилизованном обществе забота о природе, охране ОПСр является проявлением культуры общества и нравственным долгом его членов. Забота о природе – моральный долг каждого и по отношению к экологическим интересам последующих поколений. Конституционные обязанности сохранять природу и ОПСр и бережно относиться к природным богатствам конкретизируются в действующем законодательстве РФ. Ст.12 Закона «Об охране ОПСр» устанавливает, что граждане обязаны: принимать участие в охране ОПСр, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества ОПСр, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. Наиболее полно обязанности по охране природы и бережному использованию природных богатств граждан как природопользователей определены в природоресурсном законодательстве.
Так, в соответствии со ст.53 Земельного кодекса РСФСР собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель в порядке, установленном ст. 100 и 101 Кодекса.
Обязанности лесопользователей определены ст.82 Лесного кодекса РФ. Обязанности пользователей недр предусмотрены в ст.22 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах». Обязанности водопользователей установлены ст.92 Водного кодекса РФ, а животного мира – Федеральным законом «О животном мире».
Нарушение установленных в законодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности. Ответственность – это:
1) обязанность лица виновного в совершении правонарушения понести меры государственного принуждения личного или имущественного характера.
2) Правовой институт: система правовых норм, устанавливающих условия, основания и меры государственного принуждения, применяемые к правонарушителю
3) Возникшее на основе и урегулированное правовыми нормами правоотношение между правонарушителем и органами государственной власти по поводу мер государственного принуждения.
Особенности ответственности:
1. Как правовой институт имеет межотраслевой характер: условия и снования ответственности предусмотрены как в нормах экологического права, так и иных отраслей (административного, уголовного, гражданского и трудового), а меры (санкции) только в нормах административного, уголовного, гражданского и трудового.
2. При применении ответственности за экологические правонарушения следует учитывать экологические взаимосвязи между составными компонентами ОПСр.
3. Следует учитывать, что наступление вредных последствий в ОПСр в большинстве случаев отдалено во времени от факта совершенного противоправного деяния.
Функции ответственности:
- Стимулирующая к соблюдению норм права окружающей среды;
- Компенсационная направлена на возмещение потерь в природной среде и возмещение вреда здоровью человека;
- Превентивная обеспечивает предупреждение новых правонарушений;
- Карательная заключается в наказании лица виновного в совершении экологического правонарушения.
Экологическое правонарушение (ст.81 Закона «Об охране ОПСр») – противоправное, как правило, виновное действие или бездействие (деяние) совершаемое право дееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушения права и законные интересы субъектов экологического права.
С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения делятся на:
Проступки менее общественно опасные. По видам санкций делятся на: дисциплинарные, материальные, административные, гражданско-правовые.
Уголовные преступления общественно опасные экологические правонарушения, которые посягают на установленный в РФ экологический правопорядок. Санкции наиболее серьезные (лишение свободы сроком более 10 лет, смертная казнь).
Экологическое правонарушение является основанием для применения мер государственного принуждения к правонарушителю. Составы экологических правонарушений предусмотрены как экологическим законодательством, так и административным, уголовным, гражданским и трудовым правом.
Структура состава экологического правонарушения:
Без какого-либо элемента состава нет правонарушения (по общему правилу), т.е. нет основания для применения мер государственного принуждения.
1. Объект экологического правонарушения – то на что посягает правонарушитель, это общественные отношения по поводу ОПСр в целом и ее отдельных компонентов, регулируемых и охраняемых нормами права. Они касаются собственности на ПР, природопользования, охраны ОПСр от вредных воздействий, защиты экологических прав и законных интересов человека и гражданина.
2. Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в том числе иностранные юридические лица и граждане, совершившие правонарушение. Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и виновные работники предприятий, уголовной – должностные лица и граждане, административной – юридические, должностные лица и граждане. Административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную – с 18 лет. Трудовое законодательство не устанавливает возрастных ограничений относительно применения дисциплинарной и материальной ответственности лиц, виновных в совершении экологических правонарушений в трудовой сфере.
3. Для объективной стороны экологического правонарушения характерно наличие трех элементов:
- Противоправность поведения;
- Причинение или реальная угроза причинения экологического вреда, либо нарушение иных законных интересов субъектов экологического права.
- Причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом или реальной угрозой причинения такого вреда, либо нарушением иных законных прав и интересов субъектов экологического права.
4. Субъективная сторона экологического правонарушения характеризуется виной правонарушителя (за исключением случаев ответственности владельца источника повышенной опасности). Вина – психическое отношение правонарушителя к своему противоправному поведению, которое может проявляться в действии или бездействии. Закон предусматривает две формы вины: умысел (прямой или косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит наступление общественно вредных последствий своего поведения и желает или сознательно допускает их (например, предприниматель сбрасывает токсичные отходы на опушке леса, т.е. в неустановленном для этого месте). Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно-вредные последствия своей деятельности, но легкомысленно рассчитывает избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит наступления вредных последствий, хотя должно и могло их предвидеть. В природоохранительной практике может иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность – за вред, причиненный источником повышенной опасности.
Одни экологические правонарушения могут быть совершены при любой форме вины (правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод), другие – только при умышленной форме вины (незаконная охота или рыбная ловля), третьи – по неосторожности (небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах).
Виды ответственности за экологические правонарушения:
1) Должностные лица и граждане несут материальную, дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность.
2) Юридические лица несут административную и гражданско-правовую ответственность.
3) Альтернативными видами ответственности (либо…либо) за одно правонарушение является административная или уголовная ответственность.