<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Понятие об экологическом кадастре.

Государственным кадастром природных ресурсов (ПР) называется свод экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество ПР, состав и категории пользователей.

Данные кадастров служат обеспечению рационального использования ПР и охране окружающей природной среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка ПР, его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Ведение кадастров является высшей формой учета ПР. Учет ПР - это деятельность уполномоченных органов по установлению количества, качества ПР и их социально-экономическая оценка. Это одна из функций управления в экологической сфере. Важно, чтобы данные о качественных характеристиках ПР, содержащиеся в соответствующих кадастрах, служили основой при принятии решения о предоставлении ПР в пользование.

Кадастры ведутся по отдельным видам ПР и по территориям.

1.  Государственный земельный кадастр. Состав данных, которые должны быть получены при ведении земельного кадастра, определяется ст. 110 Земельного кодекса РСФСР. Эти данные включают количество земель, распределение их по категориям, качественный состав земель, их распределение по использованию, собственников земли, владельцев, пользователей, арендаторов.

Данные кадастровой оценки земель применяют при планировании использования земель, распределении по целевому назначению, их предоставлении и изъятии, при определении платежей на землю, для оценки степени рационального использования земель.

Ведение государственного земельного кадастра возложено на органы Государственного комитета РФ по земельным ресурсам и землеустройству.

 2.  Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых. Ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых (ПИ), рационального размещения предприятий по их добыче, и также в других целях.

Его ведение возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Состав данных, которые должны содержаться в кадастре, определяется Законом РФ «О недрах». Государственный кадастр месторождений и проявлений ПИ должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих ПИ; горнотехнические, гидрологические, экологические и другие условия разработки месторождений; содержать геолого-экономическую оценку каждого месторождения; включать в себя сведения по выявленным проявлениям ПИ.

Данный вид  кадастра ведется на основе геологической информации, представляемой предприятиями, осуществляющими геологическое изучение недр, в федеральный и территориальный фонд геологической информации, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений ПИ и их добычу, представляемой в указанные фонды.

Наряду с ведением кадастра с целью учета состояния минерально-сырьевой базы ведется государственный баланс запасов ПИ. Он должен содержать сведения о количестве, качестве, степени изученности запасов каждого вида ПИ по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами ПИ и на основе классификации их запасов, которая утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст.31 Закона «О недрах»).   

3. Государственный лесной кадастр ведет федеральная служба лесного хозяйства России. В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса РФ он содержит систему сведений о правовом режиме лесного фонда, количественном и качественном состоянии лесов, подразделении лесов на группы и категории защитности, экономическую оценку лесов.

Данные кадастра используются для определения экономического и экологического значения лесов, выбора лесосырьевых баз для заготовки древесины, проведения лесовосстановительных работ, замены малопродуктивных лесов лесными высокопродуктивными угодьями.

4. Государственный водный кадастр ведется в соответствии со ст. 79 Водного кодекса РФ. Он представляет свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, о водопользователях. Ведется в России по единой системе и основывается на основе данных государственного учета вод.

Данные государственного водного кадастра являются основой для принятия решений при осуществлении государственного управления в области использования и охраны водных объектов. Его ведение осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда с участием государственного органа управления в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды (по поверхностным водным объектам) и государственного органа управления использованием и охраной недр (по подземным водным объектам).

Наряду с ведением государственного водного кадастра Водный кодекс РФ предусматривает ведение хозяйственных балансов, которые представляют собой расчетные материалы по сопоставлению потребности в воде с имеющимися на данной территории водными ресурсами. Они предназначены для наличия и степени использования водных ресурсов по бассейнам водных объектов и соответствующим территориям субъектов РФ и используются для планирования и принятия решений по вопросам использования и охраны водных объектов. Составление водохозяйственных балансов осуществляется специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда.

5. Государственный кадастр объектов животного мира предусмотрен ст.14 Федерального закона «О животном мире». Этот вид кадастра содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, а также характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые сведения.

Ведется в целях обеспечения охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания. Количественный и качественный учет животных охотничьего фонда ведет Управление охоты и охотничьего хозяйства Минсельхозпрода России. Учет рыбных запасов  -  комитет по рыбоводству РФ.

6. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в соответствии со ст. 4 Закона «Об особо охраняемых природных территориях», а также постановлением Правительства РФ от 19 октября 1996г. «О порядке ведения кадастра ООТ». Он включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме их особой охраны, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Этот вид кадастра имеет целью оценку состояния природно-заповедного фонда, определение перспектив развития сети данных территорий, повышение эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Ведется органами Госкомэкологии России.

Как особую разновидность кадастра редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных можно рассматривать Красную книгу РФ.

Наряду с кадастрами отдельных ПР и объектов, в экологическом законодательстве предусмотрено ведение территориальных кадастров ПР и объектов. Оно регулируется временным положением о порядке формирования комплексных территориальных кадастров ПР и объектов, утвержденным приказом Минприроды России от 17 августа 1995г. Территориальные кадастры содержат предоставляемые или удостоверенные специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды сведения о местоположении, количестве и качестве ПР, их первичной (базовой) социально-экономической оценке во взаимосвязи с экологической ситуацией на территории субъекта Федерации.

Работу по формированию территориальных кадастров ПР и объектов на подведомственной территории организуют органы исполнительной власти субъектов РФ. Для этого они могут создавать территориальные кадастровые центры. По решению государственных органов управления субъектов Федерации функциями ведения таких кадастров могут наделяться управления (департаменты) по природопользованию в составе правительств и администраций, комитеты по экологии и природопользованию Минприроды России, другие государственные учреждения и организации, к компетенции которых относятся указанные вопросы. 

   Значение государственных природоресурсных кадастров:

1. Кадастр как свод сведений и документов о количестве, качестве ресурса, экономической ценности и правовом положении обладателей ресурсов является официальным источником официальной информации, которая обязательно к применению при осуществлении хозяйственной, управленческой или иной деятельности по поводу ПР (при планировании, при осуществлении контроля, при предоставлении в пользование, при взимании платы, при разрешении споров)

2.       Включение ПР в кадастр является основанием для возникновения объекта экологического отношения в правовом (юридическом) смысле. Таким образом, включение (исключение) в кадастр – это юридический факт возникновения (прекращения), изменения экологического правоотношения.

3.       Государственный природоресурсный кадастр как система правовых норм, регулирующих общественные отношения по ведению кадастровой документации, это правовой институт экологического права.

4.       Возникшие на основе правовых норм и урегулированные правовыми нормами отношения по ведению кадастров становятся правоотношениями, содержание которых образуют права и обязанности должностных, заинтересованных лиц, принимающих участие в ведении кадастров.