<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Предпосылки и условия психического развития.

Предпосылки психического развития:

Генотипические особенности,прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития.

Физическая и психическая активность.

 Взаимодействие биологического и социального факторов.

Социальное наследование.

Условия психического развития

Исторически обусловленные реальности существования человека.

 Реальность предметного мира.

 Реальность образно-знаковых систем.

Природная реальность.

Реальность социального пространства.

Реальность внутреннего мира человека.

Деятельности, определяющие вхождение в человеческие реальности.

Предварительные условия развития психики принято называть предпосылками развития. К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Человек проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений.

Определенное строение мозга, и определенные условия жизни, воспитания необходимы, чтобы стать человеком. Однако их значение различно. Примеры с Иони и Камалой в этом смысле очень характерны: обезьяна, воспитанная человеком, и ребенок, вскормленный волком. Иони вырос обезьяной со всеми присущими шимпанзе особенностями поведения. Камала выросла не человеком, а существом с типичными волчьими повадками. Следовательно, черты обезьяньего поведения в значительной мере заложены в мозгу обезьяны, предопределены наследственно. Черт же человеческого поведения, человеческих психических качеств в мозгу ребенка нет. Зато есть нечто другое – возможность приобрести то, что дается условиями жизни, воспитанием, пусть это будет даже способность выть по ночам.

Таким образом, природные предпосылки — строение организма, его функции, его созревание – необходимы для психического развития; без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у человека. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых человек усваивает общественный опыт.