Предпосылки и условия психического развития.
Предпосылки психического развития:
Генотипические особенности,прирожденное свойство организма и процессы созревания как предпосылки психического развития.
Физическая и психическая активность.
Взаимодействие биологического и социального факторов.
Социальное наследование.
Условия психического развития
Исторически обусловленные реальности существования человека.
Реальность предметного мира.
Реальность образно-знаковых систем.
Природная реальность.
Реальность социального пространства.
Реальность внутреннего мира человека.
Деятельности, определяющие вхождение в человеческие реальности.
Предварительные условия развития психики принято называть предпосылками развития. К предпосылкам относят природные свойства организма человека. Человек проходит закономерный процесс развития на базе определенных предпосылок, созданных предшествующим развитием его предков на протяжении многих поколений.
Определенное строение мозга, и определенные условия жизни, воспитания необходимы, чтобы стать человеком. Однако их значение различно. Примеры с Иони и Камалой в этом смысле очень характерны: обезьяна, воспитанная человеком, и ребенок, вскормленный волком. Иони вырос обезьяной со всеми присущими шимпанзе особенностями поведения. Камала выросла не человеком, а существом с типичными волчьими повадками. Следовательно, черты обезьяньего поведения в значительной мере заложены в мозгу обезьяны, предопределены наследственно. Черт же человеческого поведения, человеческих психических качеств в мозгу ребенка нет. Зато есть нечто другое – возможность приобрести то, что дается условиями жизни, воспитанием, пусть это будет даже способность выть по ночам.
Таким образом, природные предпосылки — строение организма, его функции, его созревание – необходимы для психического развития; без них развитие происходить не может, но они не определяют того, какие именно психические качества появляются у человека. Это зависит от условий жизни и воспитания, под влиянием которых человек усваивает общественный опыт.