Основы экологического права. Государственные органы охраны окружающей среды. Источники экологического права.
Экологическое право – отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Источники права – конституция, законы и кодексы, указы и распоряжения министерств и ведомств, нормативные акты министерств и ведомств, нормативные акты органов местного самоуправления. Максимальное наказание до 2х лет.
Источники экологического права:
– градостроительный Кодекс РФ от 7 мая 1998 г. (безопасному развитию городов, рациональному землепользованию и охране природы, развитию курортных, санаторных и рекреационных территорий)
– земельный Кодекс РСФСР
– закон РФ “Об охране окружающей природной среды”
– закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"” от 30.03.1999
– правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями
– правила контроля воздуха населенных пунктов и др.Законом РФ “Об охране окружающей природной среды”.
– конституцией РФ области природопользования и охраны окружающей среды
Законодательные органы охраны окружающей среды:
– комитета охраны окружающей среды города
– органы Министерства природных ресурсов Российской Федерации
– комитет РФ по водному хозяйству
– городской лесхоз
– районные, городские или межрайонные инспекторы рыбной охраны
– центры санэпиднадзора
– службы земельных ресурсов
– службы водного хозяйства
– службы охраны лесов
– службы нелесной городской растительности
– службы гидрометеоконтроля
– службы внутренних дел
– службы атомного надзора
– службы ядерной безопасности
Среди функций Комитета охраны окружающей среды города называют следующие:
- учетная - учет природных ресурсов города и их изменения, выбрасываемых отходов и мест по размещению;
- планово-координационная – планирование городских природоохранительных мероприятий на основе координации экологической деятельности отраслевых природоохранительных служб;
- нормировочная – разработка нормативов выбросов, сбросов вредных веществ для предприятий, норм захоронения твердых отходов, определение платежей за пользование ресурсами и загрязнение окружающей среды;
- инспекционная – организация проверки и контроля за выполнением экологических нормативов и эколого-правовых норм;
- финансовая – формирование внебюджетного экологического фонда и контроль его расходования;
- информационная – экологическое просвещение, воспитание, экологическая информация населения;
- разрешительная – выдача разрешений, лицензий на размещение вредных веществ, на специальное и обособленное водопользование, вывоз за рубеж некоторых видов животного мира, выброс вредных веществ, проведение государственной экологической экспертизы;
- контрольная – довольно широкая функция, зависящая от местных условий.
Комитеты охраны окружающей среды и органы санэпиднадзора обладают правом привлекать виновных организаций и лиц за совершение экологических правонарушений к административной ответственности в виде штрафа. Право наложения административного штрафа предоставлено должностным лицам Комитета без обращения в суд или комиссию.
Современное российское законодательство предусматривает не только административную и дисциплинарную, но и уголовную ответственность за причинение вреда окружающей природной среде.
Юридическая и эколого-правовая ответственность как правовой институт представляет собой совокупность юридических норм, закрепляющих виды, средства и порядок применения государством и его органами принудительных мер воздействия к правонарушителю в целях обеспечения законности и правопорядка. Обеспечении законности и правопорядка, в том числе в области экологопользования и охраны окружающей среды, принимает все необходимые для этого меры. Основными методами достижения данных целей являются методы убеждения и принуждения. Причем первичное значение имеют методы убеждения.