<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

ВЛИЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Кандидат биологических наук, доцент А.И. Зиятдинова
Казанский государственный педагогический университет, Казань

Ключевые слова: физическое развитие, экологические факторы, физическое воспитание.

В процессе систематических занятий физическими упражнениями, в частности на открытом воздухе, в организме детей происходят функциональные изменения. По данным ВОЗ, экологические факторы обуславливают более 25% всех заболеваний человека, а в некоторых регионах этот процент может достигать и 40%.

В процессе онтогенеза индивидуум в большей степени взаимодействует с двумя физическими факторами - температурой окружающей среды и атмосферным давлением. Реакция организма на эти факторы самым непосредственным образом связана с массой, геометрическими размерами и пропорциями тела, то есть с физическим развитием. Интенсивность производства тепла в организме пропорциональна его массе, а скорость теплоотдачи пропорциональна площади поверхности тела.

Для изучения влияния экологических факторов в процессе занятий физическими упражнениями мы обследовали детей старшей и подготовительной групп, мальчиков и девочек отдельно. Детские учреждения расположены в экологически чистом районе Казани на расстоянии 500 м друг от друга.

Мы анализировали в динамике функциональные показатели: частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД), жизненную емкость легких (ЖЕЛ), пульсовое давление, индекс выносливости, индекс Кетле и антропометрические показатели. В первый год исследования одни и те же дети находились в средней группе, во второй год - в подготовительной ( как контрольная - КГ, так и экспериментальная - ЭГ группы). В ЭГ дети старшей и подготовительной групп выполняли физические упражнения на открытом воздухе в течение всего года. В КГ занятия проходили в спортивном зале. Исследования проводились с учетом всех гигиенических, педагогических и психологических требований, предъявляемых к занятиям физическими упражнениями с детьми данного возраста.

В старшей ЭГ антропометрические показатели мальчиков и девочек находились в норме. В подготовительной группе у девочек и мальчиков рост и окружность грудной клетки (ОГК) имели высокий показатель (10), а вес - средний. В КГ девочек и мальчиков, как в средней, так и в подготовительной группе, длина и масса тела определялись как низкие, ОГК - как средняя.

С возрастом происходило урежение ЧСС. По нашим данным, в КГ девочек и мальчиков урежение недостоверно. Так, у девочек показатели ЧСС в старшей группе составили 94±0,3уд/мин, а в подготовительной - 93±0,4 уд/мин. В ЭГ девочек уменьшение показателей ЧСС достоверно (p<0,05), у мальчиков урежение частоты сердцебиений в 2,4 раза больше, чем у девочек и также достоверно (p<0,001).

ЧСС мальчиков и девочек дошкольного возраста имеет тенденцию к изменению,причем в возрасте 4-6 лет различия только намечаются (в пределах 1-3 уд/мин) . По нашим данным, эти различия составляют в среднем 1-2 уд/мин. Реакция сердечно-сосудистой системы детей 6-7 лет на нагрузки зависит от тренированности сердца: резервные возможности детей, систематически занимающихся физическими упражнениями , увеличиваются .

Задача физического воспитания детей 6 лет - развитие моторики. В программу занятий с учетом гигиенических требований мы включали длительные прогулки, пробежки в течение 5-7 мин; с учетом погоды занятия продолжались до 35 мин . Совместно с родителями детям прививали элементарные правила личной гигиены, проводили теоретические занятия. Нельзя не вспомнить педагога- новатора Я.А. Коменского, который около 350 лет назад говорил об огромном значении физическо го воспитани я, необходимости возбуждения положительны х эмоций в процессе физического воспитания детей. "Веселое настроение - половина здоровья" , - утверждал он, то есть ребенок должен испытывать удовольствие от движений. А к основным правилам гигиены и поведения Я.А. Коменский рекомендовал приучать ребенка уже с двух лет .

При организации исследований мы учитывали абиотические факторы. Известно, что на человека особенно на обеспечение крови кислородом и на работоспособность головного мозга, активно влияют положительные и отрицательные ионы атмосферного воздуха. С возрастом же, и это проявляется в 6-7 лет, снижается бронхиальная активность. С 5 до 6 лет наблюдается увеличение объемной скорости спокойного дыхания благодаря развитию дыхательной мускулатуры . Показателем хорошего развития дыхательной системы служит достаточная ЖЕЛ . ЖЕЛ с возрастом увеличивается и зависит от пола, степени развития грудной клетки и дыхательных мышц и служит одним из показателей физического развития, определющих здоровье человека.

Анализ выявил существенные изменения ЖЕЛ у мальчиков исследуемых групп. Так, в экспериментальной подготовительной группе ЖЕЛ была выше возрастной нормы , в контрольной подготовительной группе показатели более низкие.

Достоверное увеличение ЖЕЛ зарегистрировано во всех группах, но степень ее увеличения в ЭГ почти в 2 раза больше, чем в КГ.

У девочек 6 лет физиологическая норма ЖЕЛ составляет 1100 мл, а в 7 лет - 1200 мл , что меньше, чем у мальчиков.

У девочек показатели ЖЕЛ от старшей к подготовительной группе увеличиваются во всех исследуемых группах. В КГ увеличение недостоверно, а в ЭГ - достоверно (p<0,05).

Показатель индекса Кетле (упитанности, см/кг) во всех группах девочек и мальчиков был меньше нормы. Индекс выносливости у детей во всех группах соответствует среднему показателю.

Таким образом, исследования проведенные нами в течение 2 лет на базе ДОУ г. Казани, позволяют обобщить фактический материал. Экологические факторы, в частности абиотические, при занятиях физическими упражнениями на открытом воздухе положительн о влияют на физическое развитие детей дошкольного возраста. Учет индивидуальных особенностей детей, гигиенических норм при проведении систематических занятий, а также использование различных средств, форм и методов физического воспитания способствовали урежению показателей ЧСС и увеличению ЖЕЛ у дошкольников экспериментальной группы (рис. 1 и 2). Социальные факторы в большей степени повлияли на антропометрические показатели детей КГ и ЭГ. Научно обоснован ное сочетание педагогических, психологических и медико-биологических методов положительное воздействует на физическое развитие организма