<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Экологический аудит и контроль

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 14050-99 экологический аудит – процесс проверки данных о воздействии на окружающую природную среду для определения соответствия выбранным требованиям (по законодательству и стандартам), а также информирование клиента о результатах. Экологический аудит возник по аналогии с традиционным аудитом, как процедурой независимой вневедомственной проверки бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств  предприятия.

Наряду с обязательным, есть и добровольный аудит, который нужен предприятию для независимой оценки своей деятельности или демонстрации своих успехов

         Экологический аудит имеет ряд достоинств. Во-первых, это превентивное предупреждение штрафов и наказаний. Во-вторых, улучшение репутации в глазах общества, повышение ответственности и осведомленности персонала в вопросах экологической политики. В третьих, это снижение затрат (так например, в сфере энерго- и водопотребления и уменьшения количества отходов), улучшение качества в целом. Экологический аудит представляет собой упреждающий метод, применение которого дает возможность организациям не только соблюдать законодательство, но также определить проблемы, принять меры, оценить насколько соблюдаются экологические обязательства, стать более квалифицированным в вопросах экологии, создать базу данных для будущих (корректирующих) действий и повысить конкурентоспособность.

Еще одним инструментом экологической политики является экологический консалтинг – деятельность по консультированию тех предприятий, которые хотят исправить недостатки, обнаруженные экологическим аудитом. Это достаточно дорогие услуги, оказываемые на договорной основе специальными фирмами, специализирующимися на решении подобных проблем.

Экологический контроль – обеспечение соблюдения экологического законодательства, его норм (нормативов) и правил, а также выполнения планов  и мероприятий по охране окружающей среды всеми организациями – предприятиями, учреждениями, государственными органами, должностными лицами и гражданами, независимо от правового статуса, форм собственности и подчиненности.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» устанавливает государственный, ведомственный, производственный и общественный экологический контроль. Он может быть информационным, предупредительным и карательным. Закон определил обязанности и права контролирующих органов.

На предприятиях и организациях природообустройства в зависимости от масштаба их деятельности должны создаваться природоохранные структурные подразделения: отделы, службы, лаборатории, инспекции или инспекторы.

Общественный экологический контроль осуществляется профсоюзными организациями, общественными экологическими объединениями, движениями, партиями, трудовыми коллективами и гражданами в рамках своих законных прав.

 

Эколого-экономическое обоснование проектов природообустройства

Эколого-экономическое обоснование – непременный элемент оценки, сравнения, экспертизы проектов природообустройства. При эколого-экономическом обосновании появляется возможность с помощью нескольких интегральных показателей охарактеризовать совершенство примененных при проектировании технологий, социальную значимость, финансовую реализуемость проекта, параллельно учтя налоговую политику государства и конкретного региона, экономическую ситуацию в стране и прогноз её развития.

Современное эколого-экономическое обоснование представляет собой оценку инвестиционного проекта на протяжении его «времени жизни» с обязательным учетом внешних (экологических и социальных) эффектов. Российская методика оценки инвестиционных проектов природообустройства в целом соответствует типовой для любых проектов и опирается на международные стандарты. Стоит отметить, что инвестиционные проекты природообустройства имеют свою специфику, неучет которой приводит к некорректным результатам.

 Некоторые общие принципы оценки инвестиционных проектов природообустройства:

- оценка реализуемости инвестиционного проекта. Проект должен быть реализуемым с технической, технологической, экологической и других точек зрения, оценке же подвергается финансовая реализуемость проекта;

- определение эффекта путем сопоставления предстоящих интегральных результатов и затрат на основе моделирования денежных потоков в течение расчетного периода, соответствующего «времени жизни» проекта (от обоснования до завершения проекта).

- учет фактора времени путем приведения предстоящих разновременных затрат и результатов к их ценности на момент начала осуществления проекта.

- оценка эффективности инвестиционного проекта сопоставлением ситуаций «без проекта» и «с проектом».

 - принцип положительности и максимума эффекта. Для того чтобы инвестиционный проект, с точки зрения инвестора, был признан эффективным, необходимо, чтобы эффект от его реализации был положительным.

- проект оценивается на всех стадиях создания, с учетом всех существенных последствий проекта, в том числе и негативных воздействий на прилегающие территории.

         Эффективное использование инструментов экологической политики должно привести к запуску экономического механизма рационального природопользования. Этому должны способствовать:

         - налог за загрязнение окружающей среды, выплачиваемый предприятием-загрязнителем;

         - платежи за загрязнение окружающей природной среды для обеспечения финансовых поступлений в бюджет.

Цель этих платежей изъять от предприятия-загрязнителя стоимость экологического ущерба, нанесенного им обществу в результате загрязнения окружающей среды.      

         Повышению эффективности и экологической безопасности природообустройства и природопользования способствует так называемая «экономика замкнутого цикла»: сокращение энерго- и материалоемкости; замещение невозобновимых ресурсов возобновимыми; извлечение полезных компонентов из переработанного сырья; рециркуляция отходов и повторное использование ресурсов и продукции. Например, при орошении сточными водами помимо защиты окружающей среды, особенно водных объектов от загрязнения, достигается экономия минеральных удобрений, извлечение из отходов животноводства полезных веществ, повторное использование этих веществ для получения кормов. Это также реализуется на водооборотных осушительно-оросительных системах с повторным использованием дренажных вод, что не только экономит водные ресурсы и уменьшает загрязнение водных объектов биогенами, но и позволяет доиспользовать вымытые из почвы питательные вещества.