<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Эколого-биохимический  мониторинг.

Успехи некоторых видов мониторинга: химического, гидрологического, гидробиологического и др. - ставят на повестку дня разработку мониторинга более высокого порядка - эколого-биохимического. Дело в том, что изменения в обмене веществ гидробионтов (например, рыб) наступают, как правило, до появления морфологических, физиологических, популяционных и других отклонений от нормы. Поэтому ранняя диагностика в метаболизме гидробионтов позволяет следить за поступлением в воду загрязнений даже в ничтожно малых количествах, т.е. проводить эколого-биохимический мониторинг.

В качестве примера можно привести данные по зависимости активности лизосомальных ферментов рыб от степени загрязнения водоемов. Так, активность ферментов печени окуня и щуки с повышением уровня загрязненности воды значительно уменьшается. При этом изменения особенно ярко проявляются у щуки, экологически более привязанной к прибрежным, наиболее загрязненным частям водоемов.

Система эколого-биохимического мониторинга необходима как для контроля за биологическим состоянием еще не загрязненных токсикантами территорий акватории, так и для выяснения причин различных патологий, возникающих под влиянием антропогенного стресса и их динамики во времени. Ее можно использовать в экспертизах и при арбитражах, связанных с различными отравлениями живых организмов промышленными и сельскохозяйственными выбросами.

В настоящее время оценка состояния окружающей среды проводится на основании следующей информации:

  • данных Казгидромета о загрязнении поверхностных вод, атмосферного воздуха;
  • статистических данных о выбросах, сбросах, размещении отходов;
  • эпизодических наблюдениях служб аналитического контроля областных управлений охраны окружающей среды;
  • данных, полученных в результате проведения научно-исследовательских работ по заказам МООС.

         Мониторинг состояния окружающей среды включает в себя следующие виды:

1) мониторинг состояния атмосферного воздуха;

2) мониторинг состояния атмосферных осадков;

3) мониторинг качественного состояния водных ресурсов;

4) мониторинг состояния почв;

5) метеорологический мониторинг;

6) радиационный мониторинг;

7) мониторинг трансграничных загрязнений;

8) фоновый мониторинг.

      Мониторинг природных ресурсов включает в себя следующие виды:
            1) мониторинг земель;

2) мониторинг водных объектов и их использования;

3) мониторинг недр;

4) мониторинг особо охраняемых природных территорий;

5) мониторинг горных экосистем и опустынивания;

6) мониторинг лесов;

7) мониторинг животного мира;

8) мониторинг растительного мира.

       К специальным видам мониторинга относятся:

1) мониторинг военно-испытательных полигонов;

2) мониторинг ракетно-космического комплекса «Байконур»;

3) мониторинг парниковых газов и потребления озоноразрушающих веществ;

4) санитарно-эпидемиологический мониторинг;

5) мониторинг климата и озонового слоя Земли;

6) мониторинг зон чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;

7) космический мониторинг.

       ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА. С принятием в 1997 году Закона Республики Казахстан «Об экологической экспертизе» появился действенный правовой инструмент объективной оценки намечаемой хозяйственной и иной деятельности с целью  предотвращения негативных последствий реализации намечаемой деятельности на окружающую среду и здоровье населения. Вступление в действие Закона обеспечило усиление предупредительного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов.

Экологической экспертизой охватываются все виды хозяйственной и иной деятельности, способной оказывать воздействие на окружающую среду, и все этапы принятия решений по осуществлению этой деятельности. В перечень объектов государственной экологической экспертизы включены также проекты нормативных правовых актов, международных договоров и контрактов.

В Республике Казахстан осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Экологическая экспертиза проводится в целях:

1) определения и ограничения возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной, нормотворческой и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения;

2) соблюдения баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды, а также предотвращения ущерба третьим лицам в процессе природопользования.