<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Понятие рационального природопользования и  устойчивого развития.

Целью устойчивого развития является сохранение человечества как биологического вида.

  • Главной задачей является сохранение устойчивости глобальных природных систем при сохранении уровня удовлетворения необходимых  потребностей человека.
  • Минимальное нарушение сложившегося равновесия экосистем.
  • Решение сырьевых и ресурсных проблем на базе научного поиска альтернативных источников.
  • Переход к малоотходным и безотходным технологиям.
  • Сведение к минимуму загрязнение среды отходами производства и потребления.

Реализация этих принципов предусматривает,  что каждое производство товаров, необходимых человеку, должно сопровождаться соответствующими технологиями, восстанавливающими нарушенное равновесие экосистем и замкнутость круговорота веществ. То есть,  если для создания производства пришлось ликвидировать природную экосистему, обязательно создание и поддержание такой квазиприродной системы, которая за счет труда человека и дополнительных энергозатрат сможет компенсировать ликвидированную систему. Создавать производство на базе новых материалов можно только одновременно с предприятием, которое будет утилизировать отходы производства и пришедшую в негодность продукцию, преобразуя их в компоненты, включающиеся в природные круговороты веществ.

 Создание искусственных и квазиприродных систем, единственной задачей которых будет восстановление нарушенного товарным производством равновесия, многократно повысит издержки производства любого товара, замедлит рост потребностей человека, динамику роста уровня жизни. Все это невероятно усложняет сознательный переход человечества к рациональному природопользованию.

Понятие о концепции устойчивого развития

Концепция устойчивого развития вошла в природоохранный лексикон после Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.).

По первоначальному определению устойчивое развитие формулировалось как «модель движения вперед, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений. В широком смысле стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между людьми (друг с другом) и между Обществом и Природой» (Коптюг, 1992).

В рамках Глобального экологического форума в Рио-де-Жанейро (1992) были сформулированы следующие основные принципы о неразрывности эколого-экономических связей:

— экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню;

— упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость.

Особо подчеркивалось, что понятие устойчивого развития общества подразумевает обеспечение возможности удовлетворения потребности людей без угрозы возможностям удовлетворения потребностей будущих поколений.

«Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» была утверждена Указом Президента от 1 апреля 1996 г. В 1997 г. на заседании правительства одобрена «Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации». В этих документах отмечается, что, следуя рекомендациям и принципам, изложенным в резолюциях Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро) и руководствуясь ими, представляется необходимым и возможным осуществить в Российской Федерации последовательный переход к устойчивому развитию, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей.

Решение этих задач возможно лишь в рамках такого экономического развития страны, при котором не будет происходить разрушение естественного биотического механизма регуляции окружающей природной среды, а улучшение качества жизни людей будет обеспечиваться в пределах допустимой хозяйственной емкости биосферы.

Исходя из этих принципиальных положений, основными направлениями перехода России к устойчивому развитию были приняты следующие:

— создание правовой основы перехода к устойчивому развитию, включая совершенствование действующего законодательства;

— разработка системы стимулирования хозяйственной деятельности и установление пределов ответственности за ее экономические результаты, при которых биосфера воспринимается уже не только как поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть непременным условием;

— оценка хозяйственной емкости локальных и региональных экосистем страны, определение допустимого на них антропогенного воздействия;

— формирование эффективной системы организации устойчивого развития и создания соответствующей системы воспитания и обучения.

Переход нашей страны к устойчивому развитию — это весьма длительный процесс, который потребует решения огромных по масштабу эколого-экономических и социальных задач, поэтому он будет осуществляться поэтапно.

   Основные вехи на этом пути:

  • решение сложнейших социальных и экономических проблем оздоровления окружающей среды, в первую очередь, в зонах экологического бедствия;     
  • существенная экологизация всего процесса экономического развития;
  • гармонизация взаимодействия с природой всего мирового сообщества и др.

 Особо следует отметить, что переход к устойчивому развитию потребует безусловного искоренения стереотипов мышления, пренебрегающих возможностями биосферы и порождающих безответственное отношение к обеспечению экологической безопасности. Как считают многие ведущие ученые и специалисты, именно движение человечества к устойчивому развитию, в конечном счете, должно привести к формированию предсказанной В. И. Вернадским сферы разума (ноосферы), к достижению гармонии между Обществом и Природой.

  До недавнего времени в нашей стране отсутствовали действенные экономические рычаги, воздействующие на сохранение и рациональное использование окружающей природной среды. Ныне в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность — ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а, в основном, на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.

Новая структура экономического механизма сочетает как ранее действующие нормы (природоресурсные  кадастры, материально-техническое обеспечение и др.), так и новые экономические стимулы (экологические фонды, плата за пользование природными ресурсами, экологическое страхование и др. В качестве обязательных элементов предусматривается включение экологических требований в процедуру оценки принимаемых хозяйственных решений.

Согласно Закону Российской Федерации об охране окружающей природной среды (1991) основными задачами экономического механизма являются:

— планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;

— установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

— установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

— предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

— возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

По мнению ученых, главная специфическая особенность нового экономического механизма — сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы хозяйственник, предприниматель был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.