<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Экологическая характеристика охоты и собирательства как способа природопользования

1.               Охота и собирательство основаны исключительно на использовании тех жизненных ресурсов, которые имеются в освоенной людьми экосистеме, поэтому охота и собирательство исключают какое-либо производство и накопление ресурсов.

2.               Однако ресурсы любой экосистемы при таком способе выживания очень невелики. Есть такое понятие «демографическая емкость» экосистем при данном способе производства, которая показывает, сколько человек обеспечено необходимыми для жизни ресурсами на площади в 100 км2 данной экосистемы. Расчеты показывают, что при занятии охотой и собирательством, 100км2 тундры могут обеспечить жизнь менее двух человек, сибирской тайги - не более трех человек, смешанной лесной зоны - около семи человек, лесостепной зоны - около семнадцати человек. Развитые социальные отношения ликвидировали в человеческом обществе  действие механизмов регуляции численности популяции на основе внутривидовой конкуренции. В результате эволюции человечество пережило не один экологический кризис, выразившийся в исчезновении ряда видов животных. Уменьшение ресурсов охоты и собирательства в сочетании с невозможностью дальнейшей миграции из-за отсутствия свободных от других групп территорий или непреодолимых географических преград стало основным толчком для перехода к примитивному сельскому хозяйству в виде огородничества и скотоводства большинства населения Земли.

3.               Одновременно, как показало изучение сохранившихся первобытных сообществ, вместо саморегуляции численности за счет внутривидовой конкуренции в них сформировались механизмы «сознательного» ограничения рождаемости и роста численности населения в оптимальных для данной экосистемы количествах. Такими механизмами стали различные традиции, правила и запреты, разрешение вступать в брак и иметь детей только в определенном возрасте и после прохождения обряда инициации (испытаний, которые показывают, что данный представитель молодого поколения готов к выполнению своих функций в племени); традиции общего заключения браков только в определенный сезон года, раздельная жизнь мужчин и женщин длительные периоды года; запрет иметь второго ребенка до достижения первым определенного возраста; такие жестокие обряды, как ритуальные жертвоприношения. Однако к саморегуляции рождаемости и численности в пределах экологической емкости общество охотников и собирателей шло путем длительной эволюции в условиях жесткого естественного отбора стереотипов коллективного поведения, содействовавших сдерживанию роста численности населения.

Так сформировались две основные стратегии приспособительного поведения:

1)              приспособление к среде обитания;

2)              преобразование среды обитания.

Жизнь охотников и собирателей, на первый взгляд полная трудностей и опасностей, как показало изучение существующих сообществ, на самом деле легче, чем жизнь земледельцев. Так, в сохранившихся племенах бушменов на юге Африки мужчина –  охотник на обеспечение себя, семьи, рода тратит  около 15 часов в неделю. Живущий рядом, «вооруженный» всеми достижениями агротехники белый фермер, тратит на обеспечение своей семьи 72 часа в неделю. Таким образом, при сохранении стабильных условий в экосистеме, у представителей развитого родоплеменного общества охотников и собирателей не может возникнуть потребности к переходу на более эффективный, но и трудный способ существования (например, земледелие). Этим и объясняется то, что подобные сообщества сохранились и сохраняются на Земле. Переход к земледелию мог произойти и происходил в результате внешнего толчка.