<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Экологические основы социальной структуры общества охотников и собирателей

Индивидуальное жизнеобеспечение охотой и собирательством зависит от множества случайностей и поэтому чрезвычайно нестабильно. В сочетании с невозможностью индивидуального выживания и продолжения рода (из-за  низкой средней продолжительности жизни) и необходимостью общей заботы всех взрослых о всем подрастающем поколении, это привело к формированию в качестве элементарной социальной единицы РОДА – объединения родственников, в котором все собранное и добытое каждым объединялось в «общий котел» и уравнительно распределялось между всеми. Социальные отношения ликвидировали все проявления биологической конкуренции между людьми, кроме одного – конкуренции за партнера по продолжению рода. Конфликты, связанные с проявлением этой разновидности биологической конкуренции, были губительны для всего Рода, а, значит, и для нормального воспроизводства в новых поколениях в целом. Поэтому естественный отбор привел к повсеместному (так показало изучение образа жизни все существующих сегодня родоплеменных сообществ) закреплению ряда традиций, упорядочивающих  половые отношения внутри Рода. В первую очередь это было «табу» (запрет) на половые отношения внутри Рода между юношами и девушками, мужчинами и женщинами, не составляющими супружескую пару. При этом пара формировалась исключительно с представителем другого рода. В зависимости от того, мужчина при этом уходил из своего Рода в Род выбранной женщины и становился братом всех мужчин и женщин ее Рода, или женщина – в Род мужчины, этнографы ввели термины: патриархата и матриархата. Этот неписаный  «закон крови» (так назвали его этнографы) как правило, предусматривал за его нарушение мучительную казнь, или изгнание (что на практике было тем же самым) и привел к возникновению внутри Рода достаточно стабильной парной (моногамной или полигамной) семьи. При этом семья, не играя существенной социальной роли, выполняла важнейшую биологическую функцию – производство преимущественно генетически здорового потомства, так как формировалась на основе взаимного соответствия  индивидуальных сексуальных потребностей и исключала близкородственные половые связи.

Эффективность жизнеобеспечение охотой и собирательством ограничены численностью рода  в 70-90 человек. Поэтому, при росте численности Рода сверх этих показателей и снижении уровня жизнеобеспечения,  довольно большая группа преимущественно молодых людей уходила в поисках новых территорий и становилась ячейкой нового Рода.  Новый Род, формируя новые стереотипы поведения, соответствующие новым территориальным условиям, устанавливая связи с новыми соседями для заключения брачных союзов,  сохранял в своей коллективной памяти основные традиции, элементы языка, кровное родство с тем Родом, из которого вышел и с теми Родами, с которыми заключались брачные союзы его предками. Так формировались объединения Родов в племена.