<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Формирование социальных отношений

 Прямохождение, а также необходимость долгого обучения навыкам охоты и поведения в стае сделали чрезвычайно длительным период детства (14-15 лет) по отношению к средней продолжительности жизни первобытного человека (22-23 года). Поэтому даже самая сильная интеллектуальная и приспособленная к жизни пара не могла довести свое потомство до необходимого для выживания уровня зрелости и обеспечить себе продолжение рода. В этих условиях задача воспитания и выживания молодого поколения ложилась на всю стаю. Общая забота о всем молодом поколении присутствует в стаях и стадах всех коллективных животных, но она в основном ограничена их защитой от общей опасности. Как известно, поддержание оптимальной численности любой популяции в соответствии с жизненными ресурсами экосистемы происходит за счет жесткой конкуренции между особями. Если в силу каких–то факторов (например, суровой зимы) ресурсы экосистемы резко уменьшаются, соответственно сокращается и численность популяции за счет усиления конкуренции. Сокращение численности идет в основном из-за гибели наименее приспособленных, то есть в основном молодых и старых особей. Восстановление обычных условий и жизненных ресурсов уменьшает конкуренцию и приводит к восстановлению численности популяции. Однако, действие такого механизма регуляции численности в стае первых людей, где абсолютно не приспособленными к жизни и нормальной конкуренции оказывались все, кто младше 14 лет, привело бы к тому, что через несколько лет выжившие в период кризиса особи начинали бы уходить из жизни, и зрелого, способного на продолжение рода поколения просто не существует. Разрешить создавшиеся противоречия биологическая эволюция уже не могла, поэтому давление естественного отбора на популяцию первых людей сместилось. Наибольшие шансы передать свои гены потомкам могли не самые приспособленные к жизни особи, а члены стаи или стада, в которых в любых обстоятельствах обеспечивалась забота о молодом поколении, доходящая до отказа взрослых от полного удовлетворения собственных физиологических потребностей в пользу всего молодого поколения независимо от того, чьи это дети.

 Таким образом, продолжение рода и выживание особи стали зависеть от выживания всей стаи, а жизнеспособность стаи зависела от эффективности коллективного поведения. Единственным способом передачи информации о накопленном жизненном опыте, навыках охоты, изготовлении орудий, выживании в разных условиях была речь и процесс межличностного общения, а носителями наиболее обширной информации являлись редкие представители старшего дряхлеющего поколения. Более того, при низкой средней продолжительности жизни редкие старики становились носителями уникального опыта адаптивного коллективного поведения в нестандартных, редких, катастрофических ситуациях, и наличие или отсутствие такого старика определяли выживание или гибель коллектива. Естественно, наши далекие дикие предки не могли сознательно сформировать это новое отношение к плохо приспособленным молодым и старым сородичам. Но те объединения первых людей, в которых чисто случайно острота конкуренции была ниже, где сложились стереотипы поведения, связанные с упорядоченным дележом пищи, а не с вырыванием ее из глотки соплеменника, продолжали жить в своих потомках, тогда как другие вымирали. Другими словами, естественный отбор вел к ликвидации самого себя внутри стаи. Так, в человеческом обществе возникли принципиально новые отношения между особями, которых нет и не может быть в остальном живом мире и которые отрицают внутривидовую биологическую конкуренцию внутри сначала стаи, а потом рода, племени и более развитых сообществ. Эти качественно новые отношения, свойственные только человеческому обществу, и называются социальными  отношениями. Современным языком суть этих отношений можно определить как приоритет интересов всей стаи (коллектива) над интересами особи (личности) ради реализации удовлетворения основных жизненных потребностей этой особи (личности). Именно на базе этих первых общечеловеческих принципов построения отношений между людьми могли развиться такие чисто человеческие качества, как альтруизм и героизм, такие отношения, как любовь и дружба. С этого момента природа человека имеет двойственный характер – и биологический, и социальный. С этого момента представители биологического вида «Гомо сапиенс» стали Людьми.

Трансформировавшись из стаи в общество, человечество превратилось в универсальную адаптирующуюся систему, когда адаптация достигается не изменениями организма, а изменением поведения в соответствии с меняющимися условиями природной среды.

Естественно, развитие  социальных отношений не ликвидировало конкуренцию как таковую, а, скорее, изменило ее характер,  перенеся основную остроту проявления с отношений между индивидуумами на отношения между коллективами. Географические условия исключали равномерное заселение земли. Выбирались наилучшие с точки зрения первых людей районы. Отдельные племена, жившие в большей или меньшей удаленности друг от друга, использовали одни и те же ресурсы и видели друг в друге соперников. Увеличение численности людей, борьба между группами, родами, племенами за жизненные ресурсы способствовали миграции этих групп в новые регионы и, следовательно, в новые условия существования. Адаптация к новым условиям обитания всех живых организмов идет за счет естественного отбора организмов с новыми случайно возникшими в результате мутаций приспособительными биологическими свойствами. Отсутствие биологической конкуренции внутри групп закрыло человечеству этот путь адаптации, но существенно расширило возможности поведенческого пути. При этом главным фактором выживания человека в новых условиях было не совершенство индивидуального поведения, а гибкость коллективного поведения. Чем сильнее новые условия отличались от прежних, тем сложнее становилось индивидуальное и коллективное поведение людей, тем больше требовалось организованности в их коллективных действиях и, соответственно, сложнее и совершеннее становились социальные отношения.

В результате расселения и адаптации людей к различным природным условиям сложилась первая форма человеческого общества – родоплеменное общество охотников и собирателей.