<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Закон лимитирующих факторов

 Факторы среды, имеющие в конкретных условиях пессимальное значение, особенно ограничивают возможность существования вида  в данных условиях, вопреки и несмотря на оптимальное сочетание других отдельных условий.

Этот закон справедлив не только для существования естественных природных систем, но и для хозяйственной деятельности человека. Особенно значимы в этом отношении абиотические климатические факторы, ограничивающие рентабельность, а нередко и саму возможность отельных видов хозяйственной деятельности.

Прежде чем рассмотреть этот вопрос, необходимо уточнить некоторые основные экономические понятия.

Эффективность производства - это не полезность продукции, а соотношение между издержками и выручкой.

Капитал – это факторы производства: сырье, оборудование, персонал, энергия, помещения. Из валютно-денежных ресурсов к капиталу относятся только те, что расходуются на приобретение факторов производства. То, что расходуется на личное потребление - это не капитал. В эффективной экономике недопустима утечка капиталов (факторов производства), допустим лишь обмен одних факторов производства на другие. Продажа сырья, энергии, оборудования, квалифицированных специалистов и покупка на вырученные деньги продуктов, бытовой техники, других товаров, удовлетворяющих потребности человека, такая же утечка капитала, как и вложение этой выручки в другие предприятия и отрасли.  

Конкурентоспособность -  это превышение доходов над расходами. Следовательно, главным в конкурентной борьбе являются не новые технологии, изобретения или уровень гражданских свобод, а минимальность издержек. То есть, если труд рабов обходится дешевле роботехники при производстве товаров того же качества, то рабовладельческое хозяйство в конкуренции выиграет. Конкуренция лишь тогда действенна, когда она разоряет и губит отстающих. С появлением фондовой биржи, когда появилась возможность относительно свободно и анонимно перемещать капиталы из предприятия  в предприятие, из отрасли в отрасль, выживание рентабельного, но менее прибыльного по сравнению с конкурентами, предприятия стало невозможно. Это положение распространяется и на уровень национальных государственных экономик.

В свободном рынке готовая продукция стоит примерно одинаково во всем мире, а вот издержки на производство этой продукции разные. Поэтому капиталы перетекают туда, где издержки ниже. Причины высоких издержек могут быть разными: лень, пьянство работников, плохая организация работы и т. п. Среди всех этих причин есть причины, не зависящие от людей: масштабы и характер территории, распределение природных ресурсов, климат.

Совокупность этих факторов составляет пространственно-географический фактор рентабельности.

Важнейшим фактором рентабельности любого производства являются транспортные расходы. Самый дешевый вид транспорта в мире – морской, следующий по дешевизне – речной. Следовательно, перевезти норильский никель в Лондон или даже в Южную Америку дешевле, чем в Москву. С точки зрения транспортных расходов, российские источники сырья для российской же промышленности расположены не ближе, чем для западноевропейской или южноазиатской, так как основными транспортными средствами являются железные дороги, трубопроводы и автотранспорт, которые в силу географических и климатических условий чрезвычайно дороги и энергоемки. Что касается рек, то они, во-первых, на длительное время замерзают, во-вторых, текут в основном в меридиональных направлениях и являются скорее препятствием для сухопутных видов транспорта.

Распределение природных ресурсов чрезвычайно разнообразно,но неравномерно как по вертикали, так и по горизонтали. Поэтому, если в расчете на страну Россия богата сырьевыми и энергетическими ресурсами, то в пересчете на единицу площади это далеко не так. Залежи отдельных видов ресурсов, необходимых для конкретного производства,  разбросаны по огромной территории, на разной глубине, в труднодоступных пластах земной коры, в неблагоприятных для жизнедеятельности климатических условиях. С учетом транспортных расходов это приводит к высоким внутренним ценам на сырье и энергоносители. Очевидно, что в условиях мирового рынка цены на сырье примерно одинаковы. Следовательно, инвестиции в сырьевую отрасль подчиняются той же закономерности – перетекают туда, где издержки добычи данного сырья ниже. Соответственно эффективность и конкурентоспособность сырьевой отрасли зависят не только от объемов и общего количества природных ресурсов, но и от издержек добычи сырья. Отсюда практически нерентабельной является разработка в России новых месторождений золота, так как требует больше затрат, чем стоят запасы. Производство никеля и меди в Норильске, алюминия в Красноярске рентабельно только в силу искусственно заниженных по сравнению с мировыми внутренних цен на газ и электроэнергию. В то же время себестоимость добычи нефти, газа, угля, а значит и электроэнергии примерно в 2,5 раза выше средней в мире. Поэтому со стороны инвесторов мы видим заинтересованность не во вложениях в разработку месторождений (разработка продолжается в основном за счет инфраструктуры советского периода), а в средства транспортировки ресурсов: в газо- и нефтепроводы, в распределение электроэнергии.