<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Мотивационно-деятельностная структура онтогенеза человека

Возраст (лет)

Период

Формы деятельности

Мотивы деятельности

0- 3

младенчество

созерцательная

запечатлевание

4-10

детство

игровая

послушание

11-16

подростковый

учебная

подражание

17-25

юность

репродуктивная

пассивное понимание

26-35

взрослость

творческая

активное понимание

36-55

зрелость

продуктивная

осознание

55-..

старость

трансляционная

осмысление

1. Психологический (мотивационный) - отражает особое приспособление людей к природному окружению, которое, в частности, выражается в эмоциональном взаимодействии с природой и определяет информационную направленность деятельности.     

2. Нормативно-правовой (граничный) - отражает социальную регламентацию образа жизни индивида (физического лица), группы людей, выступающей как индивид (юридического лица) или характера их деятельности в природной (естественной и искусственной) среде.     

3. Образовательный (формирующий) - отражает передачу-получение знаний о природе и навыков природопользования, экологическое обучение и воспитание, воспроизводство активных носителей экологической культуры.     

4. Деятельностный (содержательный) - отражает активную деятельность по воспроизводству (сохранению и умножению) материальных и духовных экокультурных ценностей или совершенствованию механизмов воспроизводства экокультуры в поколениях ее носителей.     

5. Ценностный (базовый, трансляционный) - отражает сохраняемую человеком естественную, преобразованную и искусственную среду обитания, средства взаимодействия с ней, а также представления о  природе, о формах взаимодействия человека со средой обитания, ценностные ориентиры, воплощенные в материальные носители.     

Будучи субъектзависимой, экокультура воспроизводит себя через человека - ведущий, или центральный элемент системы. Но живое вещество человека, как биологического вида, организовано в (условно) дискретные тела, все множество которых составляет асинхронно развивающиеся поколения. Наложение поколений предопределяет и необходимость и возможность передачи экокультурной информации от старших поколений к младшим по всем ранее выделенным аспектам. Механизмы передачи информации меняются с развитием человеческого общества, с общей тенденцией от диффузных к канализованным, что одновременно характеризует увеличение интенсивности потока передаваемой информации. Непрерывное расширенное воспроизводство экокультуры (как системы) должно служить той естественной основой, которая обусловливает актуальность и действенность непрерывного экологического образования.     

Региональный, в предпочтении, характер воспроизводства экокультуры также имеет естественную основу, состоящую во взаимодействии элементов общего типа культуры с определенным типом ландшафта в конкретном географическом регионе и исторически сложившимся типом национальной структуры и выражающейся в специфической местной форме отношений человека со средой обитания воплощен-  ной в характерные для данного региона материальные и духовные ценности.     

Обладая свойствами саморазвивающейся системы, экологическая  культура воспроизводит себя по расширенному типу и закономерно проходит последовательно сменяющие друг друга формы. При этом,  можно видеть определенную приуроченность содержания культуры общественным формациям. Каждая новая форма вырастает на базе предшествующей, но переходные этапы, естественно, содержат признаки кризиса уходящей "материнской" формы, вытесняемой новой "дочерней" формой. Проявления кризиса выступают или воспринимаются носителями материнской формы тем острее, чем быстрее происходит  смена форм и чем резче отличаются между собой эти форы. Не следует говорить в таких случаях о переходах к более высоким уровням культуры - это лишь новые формы, адекватные новым формам взаимодействия человека со средой и, в конечном счете, - новым состояниям биосферы. К такому, эволюционному пути приложимо понятие "норма", а более или менее узко локализованный во времени кризис материнской формы экокультуры - единственно возможный способ качественной реорганизации системы (переход количественных характеристик в качественные). Учитывая, что развитие человеческого общества идет не равномерно, не по "прямой линии", а с "поворотами", "остановками" и "отступлениями", порождаемыми наложением субъективных условий на объективные, что любое явление в обществе связано со всеми другими, одновременно с ним происходящими, единым энергетическим процессом, что, следовательно, "норма" непременно сопровождается проявлениями "аномалий", понимание взаимосвязей и закономерностей может способствовать прохождению кризиса с наименьшими потерями (затратами).