<= Закрыть

Известные экологи

Владимир Вернадский

Эдуард Зюсс

 

Джеймс Лавлок

Основы экокультуры     

Эффективное неразрушительное природопользование в целом и взаимодействие с природными и включаемыми в социальную подсистему биосферы популяциями возможно только при глубоком познании и  использовании на практике законов экологии. Но это предполагает приобретение соответствующих знаний и умений каждым индивидом в популяциях человека, становление традиций природопользования на уровне биологических и социальных популяций человека, в конечном счете эффективную трансляцию экологической культуры на человека как носителя культуры в его социальном онтогенезе.     

Понятие "экологическая культура" в последнее десятилетие стало общеупотребимым, однако, в литературе не содержится более  или менее конкретного раскрытия его сущностной стороны. Представляется правомерным дать определение экокультуре, выводя его из  определения культуры.     

Учитывая, что в научной литературе встречается более 250 определений культуры, было бы целесообразно ориентироваться на относительно "широкие" описательные определения, поскольку именно к  ним можно, в конце концов, свести и исторические, и нормативные, и ценностные, и психологические, и образовательные, и идеологические, и символические определения. Примем, что "... под культурой  понимается совокупность всех видов преобразовательной деятельности  человека и общества, а также результатов этой деятельности, воплотившихся в материальных и духовных ценностях". При этом, к числу  общечеловеческих культурных ценностей принято относить и природную среду как непрерывно преобразуемое окружение человека, передаваемое от человека к человеку.     

Экологический аспект культуры, или экокультуру следует понимать как относительное тождество одной из подсистем культуры природно-экологической культуры, не отрицая естественного взаимопроникновения собственно экологии человека, экономики, политики, науки, образования, искусства, религии и т.д. друг в друга. Исходя из сказанного, "экологическую культуру" следует понимать как  совокупность всех видов и результатов деятельности (информационно  направленного физического и психического взаимодействия) человека и общества, связанных с преобразованием абиотической, биотической и антропогенной среды и воплощенных в материальные и духовные ценности.     

Культура - понятие и явление конкретно-историческое. Она существует только в настоящем времени в виде взаимодействий, отношений и связей носителей культуры (людей, обществ и преобразуемой  ими среды). Поскольку активность субъекта не только преобразующее, но также и воспринимающее начало, культура существует только через субъект и только в настоящем. Говоря об экокультуре прошлого, не следует забывать, что мы, в этом случае, имеем дело именно с восприятием ее существующими в настоящем активными носителями,  через "призму" экологической культуры этих носителей. То есть,  вне реально существующего человека/общества даже трансформированная прошлыми поколениями природная среда, в силу отсутствия необходимого по определению взаимодействия, не может пониматься как проявление экокультуры. На этом же основании к экокультуре должно  относить и естественные не измененные практической деятельностью человека участки биосферы, если реальный человек осознает их ценностное значение или взаимодействует с ними на чувственно-эмоциональном уровне. Фактически, любой природный феномен становится экокультурной  ценностью уже с момента его выявления.     

Согласно одному из определений, культура - есть система надбиологически выработанных средств осуществления человеческой деятельности, благодаря которым и происходит функционирование и развитие общественной жизни людей. Характеризуя человека как вид биосоциальный, мы предполагаем, что и каждый отдельный человек проходит биосоциальный онтогенез, в процессе которого, параллельно с  достижением физической (биологической) зрелости, реализуется становление социальной зрелости, обеспечивающих вхождение индивида в  период биосоциальной функциональной активности. Социальная составляющая онтогенеза, в сущности, представляет собой наращивание некоторых элементов культуры на живой носитель - биологическую составляющую. Процесс наращивания - есть не что иное как образование (обучение и воспитание). Следовательно, экологическое образование - это, с одной стороны, процесс и результативная деятельность субъектов - реальных носителей экокультуры, направленные на передачу экокультурной информации объектам – потенциальным носителям экокультуры, а с другой стороны, механизм воспроизводства и составная  часть экологической культуры - явления, обладающего признаками  системы.     

Полагая, что формирование экокультуры - процесс непрерывно-бесконечный (в пределах существования человечества) для человеческого общества, но относительно завершенный для отдельного человека в его онтогенезе, можно было бы проследить возрастные особенности во взаимодействии человека с природным окружением (в т.ч. трансформированным) и, одновременно, - механизмы передачи экокультуры от одного поколения активных носителей к другому. Воспользуемся максимально простой схемой структуры онтогенеза человека, соотнесенной с преобладающими формами и мотивами его деятельности (Табл. 1). Ориентируя определение экокультуры на общее ("широкое") определение культуры, мы избрали один из возможных вариантов. Но, среди определений культуры специалисты выделяют несколько их основных групп, отражающих различные значимые (для авторов) аспекты культуры. Следуя  подобной типизации, можно (произвольно) установить пять, очевидных, аспектов экокультуры и приписать им функциональное значение.